1) Обоснуйте
необходимость развития правовой культуры для нормального функционирования
демократических институтов. (Обоснование
должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных
между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и
(или) функциональные связи.)
2) Какие меры
современное российское государство применяет для развития правовой культуры
граждан? (Сформулируйте любые три правила.)
3) Приведите по одному
примеру, иллюстрирующему каждую из сформулированных в пункте 2) мер. (Каждый пример должен быть сформулирован
развёрнуто.)
Ответ:
1) Обоснование. Развитая правовая
культура крайне важна для нормального функционирования демократических
институтов. Так, именно в случае высокого уровня развитой правовой культуры в
обществе граждане будут осведомлены о всех своих правах, закрепленных
государством, и смогут осуществлять их, например, принимая участие в различных
политических процессах государства. Граждане, обладая правовой культурой, будут
оказывать значимость своего участия в жизни государства, будет меньше случаев
абсентеизма, и так они будут способствовать укреплению демократических
порядков. Также развитая правовая культура граждан позволит им, осознавая свои права
и свободы, выявлять, когда на них посягает либо государство, либо общество, и
они будут способны защитить себя и свою свободу предоставленными им законными
способами, также будет укреплять демократию, где права и свободы – важная
ценность. Таким образом, развитая правовая культура необходима для нормального
функционирования демократических институтов.
2) Меры, которые современное российское
государство принимает для развития правовой культуры граждан:
а) уроки права,
обществознания в школах;
б) информирование
граждан об их правах, о правовой сфере государственной жизни через федеральные
СМИ;
в) осведомление
граждан об их правах, закрепленных Конституцией РФ, при получении услуг от
государства в отделениях МФЦ.
3) Примеры:
а) уроки права,
обществознания в школах: во многих школах РФ школьники изучают такой предмет,
как право, который знакомит учащихся с правовой системой РФ, а также в школах
преподается обществознание, в рамках которого также изучается правовая сфера
общественной жизни.
Так, например, ученики
государственной школы №654 города Москвы изучают обществознание с 5-го класса,
а урок права ученики посещают в старшей школе. На этих уроках ребят знакомят с
системой права в РФ, с функционированием правовой системы в России, что
повышает уровень правовой культуры ребят и делает их осознанными гражданами к
моменту выпуска из школы. Таким образом, изучение права в государственных
школах РФ способствует повышению уровня правовой культуры граждан.
б) информирование граждан об их правах, о
правовой сфере государственной жизни через федеральные СМИ: в РФ федеральные
телеканалы, государственные печатные СМИ информируют граждан о правовой
деятельности в России.
Так при принятии новых законов они всегда
обнародуются и печатаются в государственных печатных изданиях, а также об этом
сообщается через телевидение. Так, например, когда в РФ был принят закон о
поправках в Конституции, об этом сообщалось на федеральных каналах, например,
на Первом канале. В рамках сообщения гражданам было подмечено то, какие
поправки будут вноситься в Конституцию и как это повлияет на граждан и их
жизнь, что способствовало укреплению правовой культуры населения.
в) осведомление граждан об их правах,
закрепленных Конституцией РФ, при получении услуг от государства в отделениях
МФЦ: в случаях обращения граждан в отделениях МФЦ сотрудники всегда готовы
проинформировать граждан об их правах, обязанностях, помочь им с различными
правовыми вопросами.
Так, например, когда в аэропорту в 2024 году
сотрудники аэропорта Шереметьево уведомили меня и моих родителей о том, что нам
нужно в течение месяца поменять мой заграничный паспорт ввиду того, что я
выгляжу слишком юно на фотографии. Вернувшись из поездки, я и моя мама пошли в
МФЦ, чтобы уточнить, когда, согласно закону, я обязана поменять свой паспорт.
Сотрудники указали на то, что работники аэропорта обладали недостоверной
информацией и по закону я должна поменять заграничный паспорт при наступлении
18-ти лет. Так, сотрудники МФЦ осведомили меня о моих правах, обязанностях, тем
самым повысили уровень моей правовой культуры.
Источник: Обществознание ЕГЭ | Оля Вебер | СМИТАП
1) Обоснуйте значимость развитой правовой культуры для
функционирования демократических институтов. (Обоснование должно быть дано с
опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой
распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или)
функциональные связи.)
2) Какие меры принимает современные российское государство для
развития правовой культуры? (Приведите любые три меры).
3) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему
их реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В
совокупности примеры должны иллюстрировать три различные меры.)
Ответ:
1) Обоснование. Правовая
культура включает в себя возможность граждан реализовывать свои права и
свободы, а также защищать их. Вместе с этим, права и свободы являются основой
для демократии и её институтов, реализуя их, граждане обеспечивают
функционирование демократических институтов. Таким образом, развитая правовая
культура обеспечивают полноценное функционирование демократических институтов,
основанных на прямом участии граждан.
2) Ответ на вопрос:
а) внедрение в учебных план дисциплин, направленных на
формирование правовой культуры,
б) проведение открытых уроков с представителями правоохранительных
органов,
в) участие и организация исследовательских проектов, связанных с
формированием правовой культуры.
3) Примеры:
а) Внедрение в учебный план дисциплин, направленных на формирование
правовой культуры (В школах города Чебоксары ученики изучают новый предмет –
право. Благодаря этому, школьник изучили Конституцию РФ, права и свободы
человека и гражданина, основы законодательства, в связи с чем стал понимать
свой правовой статус);
б) Проведение открытых уроков с представителями правоохранительных
органов (Для учеников 8A класса был проведён открытый урок с участковым, на
котором ученики узнали о способах, которые используют мошенники для получения
чужих денежных средств, а также о том, как защитить себя)
в) Участие и организация исследовательских проектов, связанных с
формированием правовой культуры (В школе Москвы была проведена
научно-исследовательская конференция, на которой ученики представляли свои
проекты, касающиеся российского законодательства).
Источник: Вебиум | Обществознание | ЕГЭ