"Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся" (Первый инфляционный закон)

Высказывание посвящено рассмотрению механизма рыночного ценообразования, инфляционных процессов и ожиданий в экономике. Смысл данного закона состоит в том, что ожидание потребителей относительно повышения цен в будущем приведет к существенному увеличению потребительского спроса на рынке и как следствие росту цен. Иными словами, рост цен происходит в результате самого ожидания этого роста. Люди, ожидающие повышения цен в будущем, будут заинтересованы в приобретении товара по существующей, более низкой цене. Увеличение спроса повлияет на предложение. Производители, наблюдая востребованность своего товара, поднимут цены на него.
В качестве первого аргумента вспомним ситуацию искусственного дефицита с гречневой крупой в 2014 году. Производители, создавая искусственный ажиотаж на фоне того, что случился неурожай, транслируют эту информацию через СМИ, тем самым вызывая волнения среди покупателей. Люди бегут в магазины, чтобы успеть обеспечить себя запасами крупы на будущее время и приобрести товар по, еще пока, доступным ценам. На этом этапе продуктовые сети прекращают поставку гречки, а через некоторое время крупа вновь появляется на прилавках, но уже с новыми увеличенными ценниками. На этом примере мы смогли увидеть, как ожидания покупателей повлияли на изменения цен на рынке.
В качестве второго аргумента приведу ситуацию из общественной жизни. ОАО РЖД в ноябре месяце 2017 года проводило акцию: при покупке билета на верхние места купе, за 45 дней до отправления, скидка предоставляется в размере 50% от общей суммы. Люди, узнав о таком выгодном предложении, поспешили покупать билеты по сниженной стоимости. По окончанию акции стало известно, что цена на билет (без скидки) стоит дешевле. Дело в том, что в период проведения акции, люди стремились быстрее приобрести билеты, понимая, что вскоре цена вновь может возрасти, ОАО РЖД, прогнозируя такое поведение покупателей, сыграло на их невнимательности: цена вовсе не была снижена, напротив, она даже повысилась на некоторую сумму, что позволило увеличить прибыль организации.

Популярные материалы