"Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными" (И. Гёте)

Главная идея автора высказывания заключается в том, что человек – биопсихосоциальное существо, то есть имеет как биологическую, так и социальную природу, при этом происходит единство биологического и социального. Когда человек проходит процесс социализации, он приобретает новые социальные качества, что начинает характеризовать его как личность. Таким образом, человек определяется не только природными качествами, но и приобретёнными. Давайте обоснуем это теоретически.
Из курса обществознания мне известно, что человек имеет биологическую и социальную природу. Биологическая природа включает в себя: внутреннее строение органов и систем, инстинкты (самосохранение и размножение), биологические потребности (еда, вода воздухи и так далее), определённые температурные условия, темперамент и адаптацию. Социальная природа человека включает в себя: общение, сознательность, личностные качества и мировоззрение. При этом обе человеческой природы едины, что доказывает обладание человеком как природными, так и приобретёнными качествами. Как только человек рождается, он становится индивидом – единичным представителем человеческого рода, затем, приобретая отличительные внешние признаки, например, внешность, голос, характер, манеру поведения, индивид становится индивидуальностью. И, наконец, в процессе социализации индивидуальность становится личностью, приобретая различные личностные качества, например, щедрость, героизм, ответственность, целеустремлённость и другие. В процессе социализации человека сопровождают в первую очередь первичные агенты социализации (близкие родственники), а к вторичным агентам социализации относятся друзья, образовательные организации, СМИ, церковь, армия, трудовой коллектив, политические организации и так далее. Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек определяется не только природными качествами, но и приобретёнными в процессе социализации.
Сейчас мы обоснуем это практически. В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня проявляет истинную доброту, помогая всем односельчанам справляться с трудностями крестьянской жизни. Всю работу в селе она осуществляет безвозмездно и живет не ради наживы, а для того, чтобы быть полезной обществу. Она, к примеру, пустила в дом рассказчика, хоть и сама нуждалась в средствах. Подобное отношение к окружению – проявление добросердечности, которая заключается в бескорыстной любви к людям, что является человеческим приобретённым качеством. И пусть не все односельчане хорошо относились к ней, Матрёна никогда на них не злилась и продолжала своё бескорыстное отношение к людям. Таким образом, человек, социализируясь, приобретает новые качества, которые не даны от природы, причём он сам выбирает, как относиться к обществу, каким бы оно не было, что также характеризует его как личность.
Другим примером может послужить олимпийский чемпион - Сальников Владимир Валерьевич. Он – пловец, от которого отказался даже тренер, при этом данная ситуация не помешала Сальникову стать олимпийским чемпионом без тренера. Влияние тренера заставило пловца стараться ещё больше. Долгие тренировки помогли ему добиться успеха самостоятельно – это ли не упорство? А это ещё одно положительное человеческое качество, которое приобретается в процессе социализации.
Таким образом, мы доказали и обосновали, что человек определяется не только природными качествами, но и приобретёнными в процессе социализации, которые в свою очередь составляют личность человека.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

Популярные материалы