"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Филдинг)

В данной цитате автор выражает идею, что мораль играет важную роль в жизни общества. Ведь именно мораль регулирует нормы поведения человека зачастую там, где малоэффективны или не работают правовые нормы.
На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании проявление нравственных ценностей в обществе.
Данная идея актуальна, потому что моральные представления не дают породиться явлениям безнравственности и мракобесия. Моральные представления бывают следующие:
1. нормы поведения (не убей, не укради)
2. моральные качества (справедливость, мудрость)
3. нравственные принципы (коллективизм).
Также стоит сказать о том, что и мораль и право относятся к социальным нормам, то есть правилам поведения, распространяющимся на всё общество. Кроме моральных и правовых норм также существуют и другие. Например, религиозные нормы, корпоративные нормы (то есть правила поведения работников в компании). Но стоит помнить о двух самых универсальных социальных нормах, распространяющимися на всё общество: моральные и правовые. Именно они позволяют эффективно осуществлять социальный контроль, поощрять или наказывать, в зависимости от конкретной ситуации. Это общее между моральными и правовыми нормами, но в чём же различие? Правовые нормы формально закреплены в письменном варианте, устанавливаются государством, являются общеобязательными для всех, в случае неисполнения возникает юридическая ответственность для нарушителя. В то время как моральные нормы обеспечиваются силой общественного мнения, не являются общеобязательными, так как исполняются в силу внутренних побуждений и привычки. За нарушение следует только лишь общественное порицание. Но надо сказать, несмотря на сильные различия, моральные нормы часто дополняют правовые нормы, где они малоэффективно работают. Таким образом, мораль - это совокупность принятых в обществе представлений о добре и зле, а также нормы поведения и этики, дополняющие правовые нормы.
В качестве аргумента можно привести фильм Питера Фарелли 2018 года "Зеленая книга", сюжет которого разворачивается в 60-е годы XX века, во времена угнетении афроамериканского народа. Главной фигурой фильма является реально существовавший известный афроамериканский пианист Дон Ширли, который отправляется в концертный тур по южным штатам США, где традиционно плохо относились к афроамериканцам. Однако, в ходе поездки, между водителем итальянского происхождения и пианистом начинается словесная перепалка, в ходе которого Дон Ширли в нервном состоянии говорит, что он является изгоем, как среди людей своего происхождения, так и противоположного. Ведь действия, направленные на противоположную расу, компенсируют плохое влияние на пианиста со стороны его расы, однако и противоположная раса считает его чужим, тем самым интерпретируя то, что он является абсолютно чужим во всех аспектах жизни, но именно он желает привести хорошую музыкальную культуру в нормальное положение, давая даже бесплатные концерты. Герой живёт не ради себя, а ради народа, - чтобы его народ не выглядел угнетенным на фоне другого. Это и есть высшая моральная ценность. Недостаточно просто правовых норм, для реального национального согласия между белым и чернокожим населением должно произойти реальное перемирие, переходящее в полноценный мир после всех событий, особенно когда долгое время собратья Ширли находились в рабской зависимости, а потом в неравных правах с белым населением. Поистине, моральные нормы дорабатывают там, где слабы только законы (правовые нормы). Такие люди как пианист Ширли много сделали для национального примирения между разными расами.
Также, данная ситуация подтверждается жизненной ситуацией. Однажды, в морозное февральское утро, во время хождения на учёбу, я заметил следующую картину: голодный и замерзший бездомный мужчина пожилых лет выручал истощившую от голода дворняжку, отдавая ей последние запасы своей еды. Данный поступок в очередной раз доказывает, что мир не одинок и в нём существуют люди, которые ставят моральные нормы и ценности на ведущий план. Конечно, с точки зрения правовых норм, никто не обязан кормить бездомную собачку, но существование общечеловеческой морали позволяет состраданию к живому существу возобладать и сделать доброе дело. И благодаря этому, мир становится лучше. Ведь законы не существуют для того, чтобы превратить жизнь в рай, они существуют для того, чтобы жизнь окончательно не превратилась в ад. Поэтому одних законов, формально закрепленных, недостаточно для гармоничного развития общества. Законы человечности, то есть моральные нормы, возбуждают совесть. Поэтому человек помогает другому человеку, живому существу и вносит прекрасное в наш несовершенный мир.
Таким образом, приведенные обществоведческие положения, примеры, подтверждают важность и значимость моральных норм, которые являются таким же универсальным регулятором, как и правовые нормы. Но моральные нормы помогают правовым нормам реально работать. Без гуманизма, человечности, патриотизма, доброты правовые нормы будут нивелированы.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

Популярные материалы