Признаки понятий по философии

Абсолютная истина

- знание, которое не меняется в процессе познания (знание, которое не может быть опровергнуто)
- полнота, точность, исчерпывающий характер

Глобализация

- процесс сближения народов и государств
- охватывает все сферы общественной жизни
- противоречивый характер (положительные и отрицательные последствия)

Глобальные проблемы (угрозы)

- угрожают всему человечеству
- проявляются в мировом масштабе
- их решение требует совместных усилий всего человечества

Деятельность

- осуществляется для удовлетворения потребностей
- целенаправленность (целевой характер)
- осознанность (осознанный характер)
- свойственна только человеку

Игра как вид деятельности

- направленность на получение удовлетворения от самого процесса
- добровольный характер
- совершается по определенным правилам
- происходит в условной воображаемой ситуации

Индустриальное общество

- основной фактор производства - капитал
- массовое промышленное производство
- появление массовой культуры
- механизация и автоматизация производства и управления

Искусство (как область духовной культуры)

- способ познания мира посредством художественных образов
- наглядность
- основано на чувственном восприятии окружающего мира
- носит субъективный характер

Истина

- соответствие действительности, свойствам познаваемого предмета
- объективность
- конкретность

Личность

- совокупность социально значимых качеств человека
- формируется в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества
- формируется и развивается на протяжении всей жизни человека
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности

Массовая культура

- ориентация на вкусы и запросы массового потребителя
- носит преимущественно развлекательный (занимательный) характер
- носит коммерческий характер (целью создания продукта является получение прибыли)
- серийность, тиражируемость

Мировоззрение

- система взглядов, оценок, норм и установок, ценностей, чувств, убеждений
- определяет отношение человека к природе, обществу и самому себе
- создает определенную картину мира для человека
- даёт человеку ориентиры и цели для всей его сознательной деятельности

Мировые религии

- большое число последователей по всему миру
- стремятся широко распространить своё учение
- выходят за пределы этносов и государств

Мораль (как вид социальных норм)

- основана на представлениях о добре и зле
- гарантом соблюдения являются совесть индивида и общественное мнение
- возникает стихийно
- имеет неписаный характер

Мышление

- обладает опосредованным характером, т. е. познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи предметов
- обобщённо отражает действительность, т.к. сосредотачивается на общих и отличных, а также существенных элементах различных предметов и явлений
- тесно связано с языком
- результаты работы мышления закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений

Народная культура

- создаётся не профессионалами, а коллективной творческой деятельностью народа
- имеет анонимный характер
- как правило распространяется без записи, в устной форме
- установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

Научное познание (наука)

- объективность получаемого знания
- проверяемость и воспроизводимость знаний
- доказательность
- системность

Образование

- направлено на получение знаний, навыков или умений
- осуществляется в интересах человека, общества и государства
- носит организованный и системный характер

Общение как вид деятельности

- обмен информацией, мыслями, чувствами между людьми
- установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми
- предполагает наличие партнёра

Общество (как система)

- сложность
- динамичность
- самоорганизованность
- воспроизводит себя

Общество (как часть материального мира)

- обособленность от природы
- тесная связь с природой
- включает способы взаимодействия и формы объединения людей

Ответственность

- осознание и учет возможных последствий своих действий
- зависит от степени свободы человека
- готовность следовать нормам и принимать санкции за их нарушение

Относительная истина

- зависимость от условий познания и инструментов познания (от уровня развития познания)
- ограниченно верное, недостаточно полное знание

Постиндустриальное (информационное) общество

- основной фактор производства - информация (знания)
- развитие наукоёмких производств и средств коммуникации
- выдвижение на первый план сферы услуг
- ведущая роль науки

Потребность

- нужда в чём-либо необходимом для существования и развития человека
- безграничность
- переживается и осознается человеком
- лежит в основе мотивов поведения человека (побуждает к деятельности)

Революция (революционные изменения)

- полное изменение общественной жизни, построение нового порядка/строя
- резкие качественные изменения

Религия

- вера в существование сверхъестественного и поклонение ему
- наличие религиозных обрядов, ритуалов, действий - культов
- наличие организаций, форм объединений верующих

Реформа (эволюционные изменения)

- целенаправленность преобразований
- постепенность
- не уничтожает основ существующего социального строя
- проводится государством

Свобода (Свобода человека)

- подразумевает возможность выбора
- ограничена объективными рамками законов природы и общества
- подразумевает ответственность личности за результаты своего выбора

Сознание

- свойственно только людям
- связано с речью
- совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира
- заключается в обобщенном отражении действительности

Социальное познание

- субъект и объект познания совпадают
- получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания, имеет ценностный характер
- ограниченная возможность применения такого метода научного познания как эксперимент

Социальные ценности

- одобряются большинством людей и обществом
- выражают представления о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и плохом
- служат основой для формирования социальных норм
- выполняют функцию оценки явлений окружающего мира, предотвращения социальных конфликтов / объединяют людей

Социальный институт

- направленность на удовлетворение базовых потребностей человека и общества
- содержит установки и образцы поведения
- действие в соответствии с социальными нормами
- наличие системы учреждений, обеспеченных определенными средствами для осуществления деятельности

Способности человека

- обеспечивают успешность выполнения определенного рода деятельности
- основаны на генетически предопределенных задатках
- развиваются постепенно в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности
- их развитие зависит от активности и целеустремленности самого человека

Традиционное (аграрное) общество

- основной фактор производства - земля
- господство натурального хозяйства
- широкое использование ручных орудий труда
- сословная иерархия и привилегии

Учение как вид деятельности

- направленность на получение знаний, умений и навыков
- требует наличия специальных средств - учебников и специальных лиц - преподавателей

Человек как биосоциальное существо

- обладает сознанием, мышлением и членораздельной речью
- обладает способностью создавать сложные орудия труда
- обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой деятельности
- наличие духовных потребностей

Элитарная культура

- предназначена для узкого круга ценителей, знатоков
- высокий уровень сложности, трудна для понимания неподготовленным человеком
- получение прибыли не является главным стимулом
- новаторство
- стремление к авторскому самовыражению

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Популярные материалы