Признаки понятий по философии

Абсолютная истина

- знание, которое не меняется в процессе познания (знание, которое не может быть опровергнуто)

- полнота, точность, исчерпывающий характер

Глобализация

- процесс сближения народов и государств

- охватывает все сферы общественной жизни

- противоречивый характер (положительные и отрицательные последствия)

Глобальные проблемы (угрозы)

- угрожают всему человечеству

- проявляются в мировом масштабе

- их решение требует совместных усилий всего человечества

Деятельность

- осуществляется для удовлетворения потребностей

- целенаправленность (целевой характер)

- осознанность (осознанный характер)

- свойственна только человеку

Игра как вид деятельности

- направленность на получение удовлетворения от самого процесса

- добровольный характер

- совершается по определенным правилам

- происходит в условной воображаемой ситуации

Индустриальное общество

- основной фактор производства - капитал

- массовое промышленное производство

- появление массовой культуры

- механизация и автоматизация производства и управления

Искусство (как область духовной культуры)

- способ познания мира посредством художественных образов

- наглядность

- основано на чувственном восприятии окружающего мира

- носит субъективный характер

Истина

- соответствие действительности, свойствам познаваемого предмета

- объективность

- конкретность

Личность

- совокупность социально значимых качеств человека

- формируется в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества

- формируется и развивается на протяжении всей жизни человека

- субъект социальных отношений и сознательной деятельности

Массовая культура

- ориентация на вкусы и запросы массового потребителя

- носит преимущественно развлекательный (занимательный) характер

- носит коммерческий характер (целью создания продукта является получение прибыли)

- серийность, тиражируемость

Мировоззрение

- система взглядов, оценок, норм и установок, ценностей, чувств, убеждений

- определяет отношение человека к природе, обществу и самому себе

- создает определенную картину мира для человека

- даёт человеку ориентиры и цели для всей его сознательной деятельности

Мировые религии

- большое число последователей по всему миру

- стремятся широко распространить своё учение

- выходят за пределы этносов и государств

Мораль (как вид социальных норм)

- основана на представлениях о добре и зле

- гарантом соблюдения являются совесть индивида и общественное мнение

- возникает стихийно

- имеет неписаный характер

Мышление

- обладает опосредованным характером, т. е. познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи предметов

- обобщённо отражает действительность, т.к. сосредотачивается на общих и отличных, а также существенных элементах различных предметов и явлений

- тесно связано с языком

- результаты работы мышления закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений

Народная культура

- создаётся не профессионалами, а коллективной творческой деятельностью народа

- имеет анонимный характер

- как правило распространяется без записи, в устной форме

- установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

Научное познание (наука)

- объективность получаемого знания

- проверяемость и воспроизводимость знаний

- доказательность

- системность

Образование

- направлено на получение знаний, навыков или умений

- осуществляется в интересах человека, общества и государства

- носит организованный и системный характер

Общение как вид деятельности

- обмен информацией, мыслями, чувствами между людьми

- установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми

- предполагает наличие партнёра

Общество (как система)

- сложность

- динамичность

- самоорганизованность

- воспроизводит себя

Общество (как часть материального мира)

- обособленность от природы

- тесная связь с природой

- включает способы взаимодействия и формы объединения людей

Ответственность

- осознание и учет возможных последствий своих действий

- зависит от степени свободы человека

- готовность следовать нормам и принимать санкции за их нарушение

Относительная истина

- зависимость от условий познания и инструментов познания (от уровня развития познания)

- ограниченно верное, недостаточно полное знание

Постиндустриальное (информационное) общество

- основной фактор производства - информация (знания)

- развитие наукоёмких производств и средств коммуникации

- выдвижение на первый план сферы услуг

- ведущая роль науки

Потребность

- нужда в чём-либо необходимом для существования и развития человека

- безграничность

- переживается и осознается человеком

- лежит в основе мотивов поведения человека (побуждает к деятельности)

Революция (революционные изменения)

- полное изменение общественной жизни, построение нового порядка/строя

- резкие качественные изменения

Религия

- вера в существование сверхъестественного и поклонение ему

- наличие религиозных обрядов, ритуалов, действий - культов

- наличие организаций, форм объединений верующих

Реформа (эволюционные изменения)

- целенаправленность преобразований

- постепенность

- не уничтожает основ существующего социального строя

- проводится государством

Свобода (Свобода человека)

- подразумевает возможность выбора

- ограничена объективными рамками законов природы и общества

- подразумевает ответственность личности за результаты своего выбора

Сознание

- свойственно только людям

- связано с речью

- совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира

- заключается в обобщенном отражении действительности

Социальное познание

- субъект и объект познания совпадают

- получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания, имеет ценностный характер

- ограниченная возможность применения такого метода научного познания как эксперимент

Социальные ценности

- одобряются большинством людей и обществом

- выражают представления о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и плохом

- служат основой для формирования социальных норм

- выполняют функцию оценки явлений окружающего мира, предотвращения социальных конфликтов / объединяют людей

Социальный институт

- направленность на удовлетворение базовых потребностей человека и общества

- содержит установки и образцы поведения

- действие в соответствии с социальными нормами

- наличие системы учреждений, обеспеченных определенными средствами для осуществления деятельности

Способности человека

- обеспечивают успешность выполнения определенного рода деятельности

- основаны на генетически предопределенных задатках

- развиваются постепенно в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности

- их развитие зависит от активности и целеустремленности самого человека

Традиционное (аграрное) общество

- основной фактор производства - земля

- господство натурального хозяйства

- широкое использование ручных орудий труда

- сословная иерархия и привилегии

Учение как вид деятельности

- направленность на получение знаний, умений и навыков

- требует наличия специальных средств - учебников и специальных лиц - преподавателей

Человек как биосоциальное существо

- обладает сознанием, мышлением и членораздельной речью

- обладает способностью создавать сложные орудия труда

- обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой деятельности

- наличие духовных потребностей

Элитарная культура

- предназначена для узкого круга ценителей, знатоков

- высокий уровень сложности, трудна для понимания неподготовленным человеком

- получение прибыли не является главным стимулом

- новаторство

- стремление к авторскому самовыражению

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Популярные материалы