Абсолютная
истина
- знание, которое не меняется в процессе познания (знание, которое не может быть опровергнуто)
- полнота, точность, исчерпывающий характер
Глобализация
- процесс сближения
народов и государств
- охватывает все сферы
общественной жизни
- противоречивый
характер (положительные и отрицательные последствия)
Глобальные проблемы
(угрозы)
- угрожают всему
человечеству
- проявляются в мировом
масштабе
- их решение требует
совместных усилий всего человечества
Деятельность
- осуществляется для
удовлетворения потребностей
- целенаправленность
(целевой характер)
- осознанность
(осознанный характер)
- свойственна только
человеку
Игра как вид
деятельности
- направленность на
получение удовлетворения от самого процесса
- добровольный характер
- совершается по
определенным правилам
- происходит в условной
воображаемой ситуации
Индустриальное общество
- основной фактор
производства - капитал
- массовое промышленное
производство
- появление массовой
культуры
- механизация и
автоматизация производства и управления
Искусство (как область
духовной культуры)
- способ познания мира
посредством художественных образов
- наглядность
- основано на
чувственном восприятии окружающего мира
- носит субъективный
характер
Истина
- соответствие
действительности, свойствам познаваемого предмета
- объективность
- конкретность
Личность
- совокупность социально
значимых качеств человека
- формируется в процессе
усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества
- формируется и
развивается на протяжении всей жизни человека
- субъект социальных
отношений и сознательной деятельности
Массовая культура
- ориентация на вкусы и
запросы массового потребителя
- носит преимущественно
развлекательный (занимательный) характер
- носит коммерческий
характер (целью создания продукта является получение прибыли)
- серийность,
тиражируемость
Мировоззрение
- система взглядов,
оценок, норм и установок, ценностей, чувств, убеждений
- определяет отношение
человека к природе, обществу и самому себе
- создает определенную
картину мира для человека
- даёт человеку
ориентиры и цели для всей его сознательной деятельности
Мировые религии
- большое число
последователей по всему миру
- стремятся широко
распространить своё учение
- выходят за пределы
этносов и государств
Мораль (как вид
социальных норм)
- основана на
представлениях о добре и зле
- гарантом соблюдения
являются совесть индивида и общественное мнение
- возникает стихийно
- имеет неписаный
характер
Мышление
- обладает
опосредованным характером, т. е. познающий человек с помощью мышления проникает
в скрытые свойства, связи предметов
- обобщённо отражает
действительность, т.к. сосредотачивается на общих и отличных, а также
существенных элементах различных предметов и явлений
- тесно связано с языком
- результаты работы
мышления закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений
Народная культура
- создаётся не
профессионалами, а коллективной творческой деятельностью народа
- имеет анонимный
характер
- как правило
распространяется без записи, в устной форме
- установка на
следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
Научное познание (наука)
- объективность
получаемого знания
- проверяемость и
воспроизводимость знаний
- доказательность
- системность
Образование
- направлено на
получение знаний, навыков или умений
- осуществляется в
интересах человека, общества и государства
- носит организованный и
системный характер
Общение как вид
деятельности
- обмен информацией,
мыслями, чувствами между людьми
- установление и
развитие взаимных отношений, контактов между людьми
- предполагает наличие
партнёра
Общество (как система)
- сложность
- динамичность
- самоорганизованность
- воспроизводит себя
Общество (как часть
материального мира)
- обособленность от
природы
- тесная связь с
природой
- включает способы
взаимодействия и формы объединения людей
Ответственность
- осознание и учет
возможных последствий своих действий
- зависит от степени
свободы человека
- готовность следовать
нормам и принимать санкции за их нарушение
Относительная истина
- зависимость от условий
познания и инструментов познания (от уровня развития познания)
- ограниченно верное,
недостаточно полное знание
Постиндустриальное
(информационное) общество
- основной фактор
производства - информация (знания)
- развитие наукоёмких
производств и средств коммуникации
- выдвижение на первый
план сферы услуг
- ведущая роль науки
Потребность
- нужда в чём-либо
необходимом для существования и развития человека
- безграничность
- переживается и
осознается человеком
- лежит в основе мотивов
поведения человека (побуждает к деятельности)
Революция (революционные
изменения)
- полное изменение
общественной жизни, построение нового порядка/строя
- резкие качественные
изменения
Религия
- вера в существование
сверхъестественного и поклонение ему
- наличие религиозных
обрядов, ритуалов, действий - культов
- наличие организаций,
форм объединений верующих
Реформа (эволюционные
изменения)
- целенаправленность
преобразований
- постепенность
- не уничтожает основ
существующего социального строя
- проводится
государством
Свобода (Свобода
человека)
- подразумевает
возможность выбора
- ограничена
объективными рамками законов природы и общества
- подразумевает
ответственность личности за результаты своего выбора
Сознание
- свойственно только
людям
- связано с речью
- совокупность
психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира
- заключается в
обобщенном отражении действительности
Социальное познание
- субъект и объект
познания совпадают
- получаемое социальное
знание всегда связано с интересами субъектов познания, имеет ценностный
характер
- ограниченная
возможность применения такого метода научного познания как эксперимент
Социальные ценности
- одобряются
большинством людей и обществом
- выражают представления
о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и плохом
- служат основой для
формирования социальных норм
- выполняют функцию
оценки явлений окружающего мира, предотвращения социальных конфликтов /
объединяют людей
Социальный институт
- направленность на
удовлетворение базовых потребностей человека и общества
- содержит установки и
образцы поведения
- действие в
соответствии с социальными нормами
- наличие системы
учреждений, обеспеченных определенными средствами для осуществления
деятельности
Способности человека
- обеспечивают
успешность выполнения определенного рода деятельности
- основаны на
генетически предопределенных задатках
- развиваются постепенно
в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности
- их развитие зависит от
активности и целеустремленности самого человека
Традиционное (аграрное)
общество
- основной фактор
производства - земля
- господство
натурального хозяйства
- широкое использование
ручных орудий труда
- сословная иерархия и
привилегии
Учение как вид
деятельности
- направленность на
получение знаний, умений и навыков
- требует наличия
специальных средств - учебников и специальных лиц - преподавателей
Человек как
биосоциальное существо
- обладает сознанием,
мышлением и членораздельной речью
- обладает способностью
создавать сложные орудия труда
- обладает способностью
к целенаправленной, в том числе творческой деятельности
- наличие духовных
потребностей
Элитарная культура
- предназначена для
узкого круга ценителей, знатоков
- высокий уровень
сложности, трудна для понимания неподготовленным человеком
- получение прибыли не
является главным стимулом
- новаторство
- стремление к
авторскому самовыражению
Источник: НезЛО Антона Чубукова