Письменные задания досрочного ЕГЭ 2019 года


Задание 24.
Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

Ответ:
1) Не происходит обновление социальных структур. Люди, которые переходят в более высокую страту, привносят новаторство, обостряют конкуренцию, стремятся к более совершенным формам жизни, при искусственном ограничении социальной мобильности это будет отсутствовать.
2) Искусственное ограничение социальной мобильности не позволяет индивиду полностью раскрыть свои индивидуальные таланты, личные качества, поскольку возможности их развития и реализации присущи более высокой социальной страте, в которую он может не попасть.
3) В связи с недоступностью определенных благ для более низких социальных слоев и отсутствием возможности перехода на более высокую социальную страту будет возрастать социальная напряженность, агрессивность, увеличение социальных конфликтов, что является негативным последствием искусственного ограничения социальной мобильности.

Задание 25.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о трех видах юридической ответственности;
− одно предложение, раскрывающее содержание принципа справедливости юридической ответственности.

Ответ:
1) юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения уполномоченными органами в установленном законом порядке к нарушителю за совершенное им правонарушение.
2) Существуют такие виды юридической ответственности как гражданско-правовая (за ущерб, причиненный имуществу, невыполнение условий договора и т.д.), уголовная (за преступления), административная (за административные правонарушения), дисциплинарная.
3) Одним из аспектов принципа справедливости является то, что за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание, которое должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения.

Задание 25.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения как метода научного познания.

Ответ:
1) Научное познание – особый вид познавательной деятельности, который направлен на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний; научному познанию присущи такие признаки, как объективность, доказательность, системность, рациональность, проверяемость.
2) В структуре научного познания выделяют следующие уровни: эмпирический и теоретический.
3) Одним из методов эмпирического познания является наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объекта, целью которого является получение знаний о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

Задание 25.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об отличии морали от права;
− одно предложение, раскрывающее отличие морали от ответственности

Ответ:
1) Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, базирующихся на понятиях добра и зла, нравственности и чести, регулирующих отношения людей во всех сферах общественной жизни.
2) Мораль исключает прямое принуждение, право же поддерживается принудительной силой государства.
3) Ответственность подразумевает обязанность человека отдавать отчет своим поступкам и действиям кому-либо, быть в ответе за то, что ему поручено, мораль же подразумевает собственную оценку своих действий на основе принятых в обществе представлений о хорошем и плохом, не являясь обязательным процессом.

Задание 26.
Приведите три примера влияния массовой культуры на человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

Ответ:
1) Способствует удовлетворению потребностей людей в отдыхе, психологической разрядке (Марина Анатольевна работает менеджером в крупной компании «Сбербанк», на работе она занимается сложными проектами и задачами, после рабочего дня чувствует себя очень уставшей, поэтому она смотрит сериал «Сваты», который помогает забыть ей о своих проблемах, поднимает настроение).
2) Массовая культура влияет на поведение людей, внушая им определенные стандарты и модели поведения (Артем, ученик престижного ВУЗа, начал играть в компьютерные игры-боевики, со временем он стал зависим от них и начал думать, что игра происходит в реальном мире, поэтому хотел купить пистолет и начать ходить с ним по улице, однако родители вовремя это увидели и запретили ему пользоваться ноутбуком).
3) Массовая культура снижает общую планку духовной культуры (В России популярна такая передача, как «Пусть говорят». В ней рассматриваются вопросы личной жизни людей. Часто обсуждаются низкие моральные поступки, которые не считаются общественной нормой. Однако люди, каждый день смотрящие данную передачу, постепенно начинают думать, что такое поведение являются нормой и можно делать также. Поэтому у людей постепенно падает нравственность, уровень духовной культуры).

Задание 26.
Назовите три вида несовершенной конкуренции и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

Ответ:
1) Монополистическая конкуренция (В Москве на Арбате расположено порядка 10 кофеен, каждая размещает рекламу на улице и в истаграмме для привлечения жителей и гостей города и получения максимальной прибыли)
2) Олигополия (В России на протяжении последних 15 лет существует три основных оператора сотовой связи – Билайн, Мегафон и МТС, они устанавливают схожие цены на тарифы, с чем населению приходиться мириться)
3) Монополия (В Китае существует только один мессенджер, который использует каждый китаец – WeChat, программа активно сотрудничает с государством – через нее пользователь кроме общения с друзьями может оплачивать счета и покупки. Из-за ее повсеместного распространения и поддержки на государственном уровне создание аналогов бессмысленно)

Задание 26.
Приведите три примера влияния граждан в демократическом государстве на направления политики государства. Сначала приведите пример, а затем поясните это влияние. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

Ответ:
1) Всероссийское общество автомобилистов было недовольно жесткими мерами ответственности по отношению к автовладельцам, в связи с чем они не раз направляли свои заявления, предложения в Государственную Думу. Позднее депутаты поддержали инициативу и были приняты поправки в КоАП РФ, смягчающие некоторые виды ответственности. Это показывает влияние граждан на законодательную политику.
2) Общественная организация «Спортивная страна П.» на встрече с президентом страны предложила увеличить количество часов физкультуры в школе. На следующий учебный год в школах ввели 3 часа вместо двух. Более того, увеличилось и число спортивных мероприятий в стране П. Это показывает влияние граждан на политику в области образования.
3) Гражданка Резова обратилась в министерство здравоохранения с предложением увеличить число перинатальных центров в городе и области В. Ее поддержал министр здравоохранения и другие граждане. В ближайшие годы число таких центров выросло в 2 раза по всей стране. Это показывает влияние граждан на политику в области здравоохранения.

Задание 26.
Назовите два вида наследования по ГК РФ и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

Ответ:
1) Наследование по закону. После смерти тетушки Гретты, не оставившей завещание, ее наследство поделили между собой муж (1/3), старшая (1/3) и младшая дочери (1/3)  в соответствующих пропорциях как наследники первой очереди.
2) Наследование по завещанию. После смерти госпожи Хадсон большая часть наследства досталась любимому внуку Генри, а коллекция столового серебра племяннику Джону в соответствии с ее завещанием.

Задание 27.
В государстве Z в школах началось распространение компьютеров, развита сфера услуг, преобладают демократичные семьи, в стране есть 5 субъектов, президент является главой исполнительной власти и избирается на выборах. Назовите тенденцию в образовании в государстве Z, 3 черты семьи демократической семьи, тип общества и форму правления в этом государстве.

Ответ:
1) Тенденция в образовании – компьютеризация (информатизация) образования
2) Черты демократической семьи:
- справедливое распределение домашних обязанностей по общему согласию
- совместное обсуждение проблем
- принятие решений всеми членами семьи
3. Тип общества – постиндустриальное (информационное) общество
4. Форма правления – президентская республика

Задание 28.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданин как субъект политики в демократическом государстве». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:
1. Субъекты политической деятельности:
а) государство;
б) политические лидеры и элиты;
в) политические партии и движения;
Г) граждане.
2. Граждане как индивиды:
а) политические права граждан;
б) формы политического участия граждан.
3. Политические права граждан:
а) избирательные права;
б) свобода слова и доступ к необходимой информации;
в) свобода ассоциаций;
г) участие в мирных митингах, шествиях.
4. Формы политического участия граждан:
а) членство в политической партии;
б) участие в избирательной кампании;
в) участие в массовых мирных митингах, шествиях;
г) обращение в органы государственной власти.
5. Граждане как совокупность избирателей (электорат).
6. Избирательное право граждан:
а) активное избирательное право;
б) пассивное избирательное право.
7. Представительные органы власти.

Задание 28.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формирование прибыли фирмы». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:
1. Понятие фирмы.
2. Виды источников финансирования бизнеса:
а) внешние (кредиты, инвестиции, продажа ценных бумаг);
б) внутренние (прибыль, амортизационные отчисления).
3. Формирование прибыли фирмы из соотношения доходов и расходов.
4. Издержки как основной вид расходов фирмы:
а) переменные (сырье, транспортные расходы, з/п наемным рабочим);
б) постоянные (аренда, з/п администрации, коммунальные услуги).
5. Виды прибыли фирмы:
а) экономическая;
б) бухгалтерская.
6. Основные способы получения прибыли:
а) с продаж;
б) снижение издержек.

Задание 28.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:
1. Понятие экономической политики государства.
2. Экономические цели государства:
а) обеспечение экономического роста;
б) создание условий экономической свободы;
в) обеспечение экономической безопасности;
г) оказание помощи тем, кто не может полностью себя обеспечить;
д) достижение экономической эффективности;
е) обеспечение полной занятости.
3. Экономические функции государства:
а) стабилизация экономики;
б) регулирование отношений между работодателями и наемными работниками;
в) регулирование денежного обращения;
г) производство общественных благ;
д) защита прав собственности;
е) перераспределение доходов;
ж) контроль над внешнеэкономической деятельностью;
з) компенсация внешних (побочных) эффектов;
и) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.
4. Государственное регулирование рынка:
а) прямое (административные методы);
б) косвенное (экономические методы).
5. Основные направления государственной экономической политики:
а) стабилизационное (бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика);
б) Структурное.
6. Характеристика бюджетно-налоговой и кредитно-денежная политики государства:
а) цели;
б) основные элементы и инструменты.

Популярные материалы