Письменные задания досрочного ЕГЭ 2019 года (№2)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определенные явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр… Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлена взаимосвязь между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования – общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира.
Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлеченными в их среду…
Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т.е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле ее можно считать «консервативной» наукой. … Общественной мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично…
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т.е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. Этот вопрос является дискуссионным и в настоящее время, и даже выражаются сомнения в возможности наличия в социальных науках свободных от ценностей высказываний вообще.

21. Какая задача социологии отмечена автором? Что автор относит к первостепенным объектам социологического исследования? Какие средства описания социальных действий и событий названы в тексте? (Назовите два таких средства.)
22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «ценность». Почему автор считает социологию «консервативной» наукой? Как в тексте охарактеризована роль социологических исследований? (Укажите два аспекта этой роли.)
23. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами ситуации, в которых данные социологической науки востребованы:
1) бизнесом; 2) политическими организациями; 3) правоохранительными органами. (Приведите по одному примеру ситуации с каждым из указанных потребителей данных. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
24. В чем, по мнению автора, состоит объективность социологии? Выскажите свое мнение о том, может ли социологическое знание быть свободным от ценностей. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.
25. Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о различии морального и правового регулирования деятельности;
- одно предложение, раскрывающее сущность любой категории (понятия) морали.
(Предложения должны быть распространенными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
26. Назовите три правовых действия, которые согласно Гражданскому кодексу РФ вправе совершать самостоятельно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (в отличие от малолетних, которые такие действия совершать не могут), и проиллюстрируйте каждое из них примером. (В каждом случае сначала укажите действие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
27. Страна является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции. Значительную роль в производстве энергии играют АЭС, вырабатывающие ¾ произведенной электроэнергии. Ведущие отрасли – обрабатывающая промышленность, машиностроение, судостроение и станкостроение. Экономика страны растет, растущие доходы населения и резкий рост потребительского спроса вызвали рост инфляции. Для борьбы с инфляцией центральный банк страны увеличил ключевую (учетную) ставку на 4 % и начал продавать государственные облигации.
О какой экономической политике государства, реализуемой центральным банком, идет речь? Объясните, как повышение ключевой (учетной) ставки может повлиять на снижение инфляции. На каком рынке центральный банк может продать государственные облигации? Какие еще функции, не названные в условии, выполняет центральный банк? (Назовите любые две функции.) Ответ
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». План должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников: общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ),  личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ним явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1
Философия
«… понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь». (Д.С. Лихачев)
29.2
Экономика
«Худшее преступление против трудящихся – когда компания перестает получать прибыль» (С. Гомперс)
29.3
Социология, социальная психология
«Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей» (Л.Н. Толстой)
29.4
Политология
«В абсолютном государстве индивид – объект власти; в конституционном государстве – субъект прав» (В.М. Гессен)
29.5
Правоведение
«Гражданин подчиняется юридической норме не как произвольному приказанию, а как объявлению прав, имеющему за собой авторитет государства» (П.Г. Виноградов)

Популярные материалы