Человек и общество
|
Тема 1.5 Мышление
и деятельность.
|
Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей
объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта
человека.
|
Приёмы, формы и методы
Операции (приёмы)
мышления
|
Формы мышления
|
анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его
элементы
синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого
сравнение – установление сходства или различия объектов
обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах или группах
объектов к свойствам их классов и родов
абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств объекта в
целях выявления и понимания одного из них
моделирование – изучение свойств и связей объектов
действительности на специально построенных моделях
|
понятие – мысль, фиксирующая общие признаки объекта или группы
объектов
суждение – форма мысли, которая утверждает или отрицает наличие у
объектов определённых признаков, связей
умозаключение – форма мысли, в которой на основе нескольких
суждений логически выводится новое суждение
|
Методы мышления
|
|
Дедукция – метод мышления, при котором частное положение
выводится из общего
Индукция – метод мышления на основе перехода от частного
положения к общему
|
Особенности мышления
- мышление всегда субъективно
- мышление неразрывно связано с речью
- опосредованный характер мышления заключается в том, что человек
благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов
- обобщённый характер
Виды мышления
Наглядно-действенное
|
- осуществляется с помощью
реального, физического преобразования ситуации
|
Наглядно-образное
|
- предполагает зрительное
представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без
выполнения реальных практических действий
|
Абстрактно-логическое
|
- заключается в образовании абстрактных
понятий и оперировании ими
|
Деятельность – специфический вид
человеческой активности, направленный на преобразование, совершенствование
окружающего мира и самого себя.
|
Характерные черты деятельности
сознательный характер
|
- человек сознательно выдвигает
цели деятельности и предвидит её результаты
|
продуктивный характер
|
- деятельность направлена на
получение определённого результата, продукта
|
орудийный характер
|
- создание и дальнейшее
использование новых орудий труда с помощью других, уже имеющихся орудий
|
преобразующий характер
|
- в процессе деятельности
человек изменяет окружающий мир и самого себя
|
общественный характер
|
- человек в процессе
деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими
людьми
|
Структура деятельности
субъект
|
- тот, кто осуществляет
деятельность (человек, социальные группы, общество в целом)
|
объект
|
- то, на что направлена
деятельность (предметы, явления, процессы, люди, социальные группы, общество
в целом)
|
мотив
|
- осознанные потребности,
определяющие направленность и активность человека
|
цель
|
- осознанный образ желаемого
результата деятельности
|
методы, средства
|
- то, каким образом и с помощью
чего осуществляется деятельность
|
действия
|
- конкретные шаги для
достижения результата
|
результат
|
- то, что получилось после всех
действий
|
Основные формы (ведущие виды) деятельности
Игра
|
Труд
|
- свободная развивающая деятельность, которая выполняется по
желанию, ради удовольствия от процесса деятельности.
Особенности:
- условная ситуация, её
изменение
- важен процесс, а не результат
- есть правила
- воображаемая обстановка
-освоение новых ролей
- развитие навыков
|
- процесс взаимодействия
человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты),
необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Особенности:
- цель – практически полезный
результат
- преобразование внешней среды
- использование орудий
|
Учение (познание)
|
Общение
|
- целенаправленный процесс
получения знаний и развития умений.
Особенности:
- приобретение новых знаний, умений,
навыков
- использование институтов
науки и образования
- происходит изменение самого
субъекта деятельности
|
- процесс установления и
развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, переживаниями,
эмоциями.
Особенности:
- влияние людей друг на друга
- обмен информацией и эмоциями
|
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое,
оригинальное, ранее не существовавшее.
|
Классификация деятельности по объекту (результатам)
Материальная (практическая)
|
Духовная
|
- связана с созданием материальных ценностей, преобразованием
реальных объектов природы и общества.
- материально-производственная
преобразование природы (земледелие, производство товаров)
- социально-преобразовательная
преобразования в обществе (реформы
в области образования, здравоохранения и др.)
|
- связана с созданием идей,
образов, духовных ценностей, с изменением сознания людей.
- познавательная
отражение реальной
действительности
- прогностическая
планирование или представление
возможных последствий событий
- ценностно-ориентационная
формирование мировоззрения
|
Другие классификации деятельности
Критерий
|
Вид деятельности
|
субъект деятельности
|
индивидуальная
|
групповая/коллективная
|
|
характер деятельности
|
репродуктивная
|
творческая
|
|
сфера общественной жизни
|
экономическая
|
социальная
|
|
политическая
|
|
духовная
|
Способности – индивидуальные
особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо
деятельности.
|
Виды способностей
Общие
|
– помогают достичь успеха в
различных областях деятельности.
(умственные способности,
память, речь и др.)
|
Специальные
|
– помогают достичь успеха в специфической
области деятельности (музыкальные, математические, лингвистические и др.)
|
Уровни развития способностей
Задатки
|
- врождённые особенности
человека, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей
|
Способности
|
- индивидуальные особенности
человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо
деятельности.
|
Одарённость
|
- такое сочетание ряда
способностей, которое позволяет достичь значительного успеха в определённой
деятельности
|
Талант
|
- высокий уровень развития
способностей, прежде всего специальных
|
Гениальность
|
- наивысший уровень развития
способностей как общих, так и специальных
|
Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ