Тема 1.5 Мышление и деятельность.

Человек и общество
Тема 1.5 Мышление и деятельность.


Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.

Приёмы, формы и методы
Операции (приёмы) мышления
Формы мышления
анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы
синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого
сравнение – установление сходства или различия объектов
обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов
абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств объекта в целях выявления и понимания одного из них
моделирование – изучение свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях
понятие – мысль, фиксирующая общие признаки объекта или группы объектов
суждение – форма мысли, которая утверждает или отрицает наличие у объектов определённых признаков, связей
умозаключение – форма мысли, в которой на основе нескольких суждений логически выводится новое суждение
Методы мышления
Дедукция – метод мышления, при котором частное положение выводится из общего
Индукция – метод мышления на основе перехода от частного положения к общему

Особенности мышления
- мышление всегда субъективно
- мышление неразрывно связано с речью
- опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов
- обобщённый характер
Виды мышления
Наглядно-действенное
- осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации

Наглядно-образное
- предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий
Абстрактно-логическое
- заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими


Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.

Характерные черты деятельности
сознательный характер
- человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
продуктивный характер
- деятельность направлена на получение определённого результата, продукта
орудийный характер
- создание и дальнейшее использование новых орудий труда с помощью других, уже имеющихся орудий
преобразующий характер
- в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя
общественный характер
- человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми

Структура деятельности
субъект
- тот, кто осуществляет деятельность (человек, социальные группы, общество в целом)
объект
- то, на что направлена деятельность (предметы, явления, процессы, люди, социальные группы, общество в целом)
мотив
- осознанные потребности, определяющие направленность и активность человека
цель
- осознанный образ желаемого результата деятельности

методы, средства
- то, каким образом и с помощью чего осуществляется деятельность

действия
- конкретные шаги для достижения результата

результат
- то, что получилось после всех действий


Основные формы (ведущие виды) деятельности
Игра
Труд
- свободная развивающая деятельность, которая выполняется по желанию, ради удовольствия от процесса деятельности.
Особенности:
- условная ситуация, её изменение
- важен процесс, а не результат
- есть правила
- воображаемая обстановка
-освоение новых ролей
- развитие навыков
- процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Особенности:
- цель – практически полезный результат
- преобразование внешней среды
- использование орудий
Учение (познание)
Общение
- целенаправленный процесс получения знаний и развития умений.
Особенности:
- приобретение новых знаний, умений, навыков
- использование институтов науки и образования
- происходит изменение самого субъекта деятельности
- процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Особенности:
- влияние людей друг на друга
- обмен информацией и эмоциями

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, ранее не существовавшее.

Классификация деятельности по объекту (результатам)
Материальная (практическая)
Духовная
- связана с созданием материальных ценностей, преобразованием реальных объектов природы и общества.
- материально-производственная
преобразование природы (земледелие, производство товаров)
- социально-преобразовательная
преобразования в обществе (реформы в области образования, здравоохранения и др.)
- связана с созданием идей, образов, духовных ценностей, с изменением сознания людей.
- познавательная
отражение реальной действительности
- прогностическая
планирование или представление возможных последствий событий
- ценностно-ориентационная
формирование мировоззрения

Другие классификации деятельности
Критерий
Вид деятельности
субъект деятельности
индивидуальная
групповая/коллективная
характер деятельности
репродуктивная
творческая
сфера общественной жизни
экономическая
социальная
политическая
духовная

Способности – индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.

Виды способностей
Общие
– помогают достичь успеха в различных областях деятельности.
(умственные способности, память, речь и др.)
Специальные
– помогают достичь успеха в специфической области деятельности (музыкальные, математические, лингвистические и др.)

Уровни развития способностей
Задатки
- врождённые особенности человека, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей
Способности
- индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.
Одарённость
- такое сочетание ряда способностей, которое позволяет достичь значительного успеха в определённой деятельности
Талант
- высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных
Гениальность
- наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ

Популярные материалы