Человек и общество
|
Тема 1.11 Наука и
научное познание.
|
Научное познание – особый вид познавательной деятельности,
направленный на выработку объективных, системно организованных и теоретически
обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
|
Особенности научного познания
объективность
|
- независимость знания от
субъекта познания, его мнений, предпочтений и оценок.
|
доказательность
|
- любое теоретическое
положение, гипотеза должны быть обоснованы
|
системность
|
- все научные знания
взаимосвязаны и упорядочены в определённую систему
|
рациональность
|
- эмпирические данные
приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических
положений, выводов
|
проверяемость
|
- уникальный результат, который
не может быть проверен другими исследователями не включается в научное знание
|
специальный язык
|
- развитый понятийный аппарат,
включающий особые термины, понятия, символы
|
Уровни научного познания
Эмпирический
|
Теоретический
|
непосредственная направленность
на выявление конкретных свойств определённых объектов познания
методы:
- наблюдение – целенаправленное и организованное предметов и
явлений с целью получения объективной информации без активного воздействия на
них
- эксперимент – исследование предмета или явления в специально созданных,
искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного
воздействия на них
- измерение – определение количественных значений свойств объекта
- описание – фиксация собранных данных и сведений
- сравнение – выявление сходства или различия объектов познания
- анкетирование – сбор сведений с помощью специального списка
вопросов
|
направленность на выявление
общих признаков, тенденций, закономерностей, законов
методы:
- выдвижение гипотез – научное предположение, которое требует
проверки, доказательств
- теоретическое обоснование выводов
- формулирование закономерностей, тенденций, законов
- моделирование – изучение объекта путём создания его копии (модели)
|
Наука – форма (область) духовной культуры, направленная на
получение, обоснование и систематизацию новых объективных знаний о
действительности.
|
Функции науки
познавательная
|
- получение новых объективных знаний
о природе, обществе, человеке
|
прогностическая
|
- возможность прогнозирования
развития различных явлений, оценивать риски
|
культурно-мировоззренческая
|
- систематизирование знаний и
представление их в определённых картинах мира
|
социальная
|
- использование научных знаний
и методов при решении различных общественных проблем
|
производственная
|
- использование научных знаний,
результатов научно-технического прогресса в процессе производства
|
Классификация наук
В зависимости от
связи с практикой
|
По предмету и методам познания
|
- фундаментальные
выясняют основные законы и
принципы организации реального мира, у них нет прямой ориентации на
практическое применение полученных знаний
- прикладные
результаты непосредственно
применяются при решении конкретных производственных и социально-практических
задач, эти науки используют законы, закономерности, установленные
фундаментальными науками
|
- социально-гуманитарные
история, социология, экономика,
политология, правоведение, культурология, этика, эстетика, философия,
археология, педагогика и др.
- науки о познании и мышлении
логика и др.
- точные и технические
математика, информатика,
космонавтика, машиностроение, биотехнология
- естественные
физика, химия, биология,
физическая география, астрономия, геология, медицина
|
Этика науки –
совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной
деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.
|
Социальная ответственность учёных – часть этики науки, учёт всех
возможных негативных последствий использования достижений науки, а также
добровольный отказ от некоторых направлений научных исследований.
|
Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ