Тема 1.11 Наука и научное познание.

Человек и общество
Тема 1.11 Наука и научное познание.


Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания
объективность
- независимость знания от субъекта познания, его мнений, предпочтений и оценок.
доказательность
- любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы
системность
- все научные знания взаимосвязаны и упорядочены в определённую систему
рациональность
- эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов
проверяемость
- уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями не включается в научное знание
специальный язык
- развитый понятийный аппарат, включающий особые термины, понятия, символы

Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определённых объектов познания
методы:
- наблюдение – целенаправленное и организованное предметов и явлений с целью получения объективной информации без активного воздействия на них
- эксперимент – исследование предмета или явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на них
- измерение – определение количественных значений свойств объекта
- описание – фиксация собранных данных и сведений
- сравнение – выявление сходства или различия объектов познания
- анкетирование – сбор сведений с помощью специального списка вопросов
направленность на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов
методы:
- выдвижение гипотез – научное предположение, которое требует проверки, доказательств
- теоретическое обоснование выводов
- формулирование закономерностей, тенденций, законов
- моделирование – изучение объекта путём создания его копии (модели)

Наука – форма (область) духовной культуры, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых объективных знаний о действительности.

Функции науки
познавательная
- получение новых объективных знаний о природе, обществе, человеке
прогностическая
- возможность прогнозирования развития различных явлений, оценивать риски
культурно-мировоззренческая
- систематизирование знаний и представление их в определённых картинах мира
социальная
- использование научных знаний и методов при решении различных общественных проблем
производственная
- использование научных знаний, результатов научно-технического прогресса в процессе производства

Классификация наук
В зависимости от связи с практикой
По предмету и методам познания
- фундаментальные
выясняют основные законы и принципы организации реального мира, у них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний
- прикладные
результаты непосредственно применяются при решении конкретных производственных и социально-практических задач, эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками
- социально-гуманитарные
история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, этика, эстетика, философия, археология, педагогика и др.
- науки о познании и мышлении
логика и др.
- точные и технические
математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология
- естественные
физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина

Этика науки – совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Социальная ответственность учёных – часть этики науки, учёт всех возможных негативных последствий использования достижений науки, а также добровольный отказ от некоторых направлений научных исследований.

Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ

Популярные материалы