Тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества.

Человек и общество
Тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества.


Образование
процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.
социальный институт, предназначенный для удовлетворения потребностей личности и общества в приобретении знаний, передаче социального опыта, включении человека в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

Система образования
- сеть образовательных учреждений
- совокупность образовательных стандартов и программ
- органы управления образованием
- комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

Ступени (уровни) образования
Общее образование:
- дошкольное образование (детский сад)
- начальное общее образование (1-4 класс)
- основное общее образование (5-9 класс)
- среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
Профессиональное образование:
- среднее профессиональное образование (колледж, училище)
- высшее профессиональное образование (университет, институт, академия)
Дополнительное образование
- кружки и секции, музыкальные, художественные и спортивные школы

Функции образования
познавательная
- освоение знаний
социализация
- освоение социальных норм, социальных статусов и ролей, социального опыта
ценностно-мировоззренческая
- формирование представлений о мире, жизненных ориентиров, ценностей
социальный контроль
- регулирование поведения с помощью норм и санкций
воспитательная
- формирование нравственных качеств
канал социальной мобильности
- изменение положения человека в общества
профессионально-экономическая
- формирование профессиональной структуры общества, подготовка работников с необходимыми знаниями и навыками

Современные тенденции в развитии образования
гуманизация
- внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям (ограниченные возможности здоровья), усиление нравственного воспитания
гуманитаризация
- повышение роли общественных (социально-гуманитарных) дисциплин в образовательном процессе
интернационализация
- объединение национальных систем образования, реализация единых учебных программ, внимание к изучению иностранных языков, возможность людей переезжать из страны в страну для получения образования, взаимное признание государствами документов об образовании
компьютеризация
(информатизация)
- использование в процессе обучения современных информационных технологий, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
демократизация
- доступность образования для широких слоёв населения с разным уровнем дохода
непрерывность
- оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации
рост продолжительности
- увеличение сроков обучения

Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ

Популярные материалы