Человек и общество
|
Тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества.
|
Образование
– процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о
мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими
поколениями.
– социальный институт, предназначенный для удовлетворения
потребностей личности и общества в приобретении знаний, передаче социального
опыта, включении человека в различные сферы жизнедеятельности общества,
приобщения его к культуре.
|
Система образования
- сеть образовательных
учреждений
- совокупность образовательных
стандартов и программ
- органы управления
образованием
- комплекс принципов,
определяющих функционирование системы образования
|
Ступени (уровни) образования
Общее образование:
- дошкольное образование (детский
сад)
- начальное общее образование (1-4
класс)
- основное общее образование (5-9
класс)
- среднее (полное) общее
образование (10-11 класс)
Профессиональное образование:
- среднее профессиональное
образование (колледж, училище)
- высшее профессиональное
образование (университет, институт, академия)
Дополнительное образование
- кружки и секции, музыкальные,
художественные и спортивные школы
|
Функции образования
познавательная
|
- освоение знаний
|
социализация
|
- освоение социальных норм, социальных статусов и ролей,
социального опыта
|
ценностно-мировоззренческая
|
- формирование представлений о мире, жизненных ориентиров, ценностей
|
социальный контроль
|
- регулирование поведения с
помощью норм и санкций
|
воспитательная
|
- формирование нравственных
качеств
|
канал социальной
мобильности
|
- изменение положения человека
в общества
|
профессионально-экономическая
|
- формирование профессиональной структуры общества, подготовка
работников с необходимыми знаниями и навыками
|
Современные тенденции в развитии образования
гуманизация
|
- внимание к личности ученика,
его целям и интересам, индивидуальным особенностям (ограниченные возможности
здоровья), усиление нравственного воспитания
|
гуманитаризация
|
- повышение роли общественных (социально-гуманитарных)
дисциплин в образовательном процессе
|
интернационализация
|
- объединение национальных
систем образования, реализация единых учебных программ, внимание к изучению
иностранных языков, возможность людей переезжать из страны в страну для
получения образования, взаимное признание государствами документов об
образовании
|
компьютеризация
(информатизация)
|
- использование в процессе
обучения современных информационных технологий, телекоммуникационных сетей
глобального масштаба
|
демократизация
|
- доступность образования для
широких слоёв населения с разным уровнем дохода
|
непрерывность
|
- оперативная подготовка и
переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации
|
рост продолжительности
|
- увеличение сроков обучения
|
Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ