Термины. Философия


Абсолютная истина
полное, точное, исчерпывающее знание об объекте познания, которое не может быть опровергнуто или изменено
Абстрагирование
мысленное отвлечение от ряда качеств объекта в целях выявления и понимания одного из них.
Агностицизм
– философское учение, отрицающее возможность познания.
Анализ
мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.
Анкетирование
– сбор сведений с помощью специального списка вопросов.
Атеизм
– отвержение веры в существование богов.
Гениальность
наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных.
Гипотеза
научное предположение, которое требует проверки, доказательств.
Глобализация
– процесс становления единого человечества.
процесс значительного роста взаимовлияния и взаимозависимости народов и государств, охватывающий все сферы общественной жизни.
процесс всемирной политической, культурной, социальной и экономической интеграции стран и народов.
Глобальное распространение информации
– непрерывная передача и обмен информацией в масштабе всего мира с использованием современных информационных технологий.
Глобальные проблемы
– совокупность проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Гностицизм
– философское учение, которое утверждает познаваемость мира, но не отрицает сложности познания и выявления сущности вещей.
Гражданственность
– моральная ценность, которая связана с выполнением гражданских обязанностей, преданностью Родине.
Гуманизация образования
– внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям (ограниченные возможности здоровья), усиление нравственного воспитания
Гуманизм
– мировоззрение, которое утверждает ценность человека как личности, его свободы и права.
Гуманитаризация образования
– повышение роли общественных (социально-гуманитарных) дисциплин в образовательном процессе
Дедукция
метод мышления, при котором частное положение выводится из общего.
Демократизация образования
доступность образования для широких слоёв населения с разным уровнем дохода.
Деятельность
– присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Диалог культур
взаимодействие и обмен ценностями между различными культурными преобразованиями внутри крупных культурных регионов или между ними, которые сформировали в ходе истории комплекс специфических черт.
Добро
намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к совершению блага по отношению к себе, другим людям и обществу в целом.
Доказательность
– любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы.
Долг
– обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества
Заблуждение
– знание не соответствующее действительности, но ошибочно принимаемое за истину.
Задатки
– врождённые особенности человека, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Зло
– намеренное, умышленное и сознательное причинение вреда, ущерба и страданий
Игра
– свободная развивающая деятельность, которая выполняется по желанию, ради удовольствия от процесса деятельности.
Измерение
– определение количественных значений свойств объекта.
Индивид
– единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель биологических и социальных черт.
Индивидуальность
– уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от всех других.
Индукция
метод мышления на основе перехода от частного положения к общему.
Интерес
– целенаправленное отношение человека к определённому объекту его потребности.
Интернационализация образования
– объединение национальных систем образования, реализация единых учебных программ, внимание к изучению иностранных языков, возможность людей переезжать из страны в страну для получения образования, взаимное признание государствами документов об образовании.
Искусство
– форма (область) духовной культуры, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Истина
– утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность.
– знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
Компьютеризация
– использование в процессе обучения современных информационных технологий, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Конвенционализм
– разновидность агностицизма, учению, согласно которому существующие научные теории являются лишь результатом соглашения между учёными в силу их непротиворечивости.
Конкретность
– соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях (место, время и др.), которые необходимо учитывать в процессе познания.
Контркультура
вид субкультуры, которая противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними.
специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.
Культура (узкий смысл)
– совокупность традиций, обычаев, норм, языка, искусства, характерных для одного или нескольких народов.
Культура (широкий смысл)
– это всё, что создано человечеством за время его существования.
– совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.
– совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества.
Личность
– человек как носитель сознания со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами
– индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Ложь
– намеренное искажение истины с целью ввести в обман.
Массовая культура
– тип культуры, направленный на массовое коммерческое производство стандартизированных объектов.
Межличностные отношения
– эмоционально окрашенные взаимодействия, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности.
Мировоззрение
– система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому.
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
система взглядов и представлений человека о мире (природе, обществе, человеке), а также о своём месте и предназначении в этом мире, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Мировые религии
– группа религий, которые распространены по всем регионам, имеют наибольшее число верующих, обращаются ко всем независимо от гражданства, этноса.
Моделирование
изучение свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях.
– изучение объекта путём создания его копии (модели).
Монотеизм
– религиозное представление о существовании только одного бога или о единственности бога.
Мораль
особый способ регулирования общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, включающий в себя одобренные общественным мнением нормы.
принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Мотив
– побуждение к действию.
– осознанная потребность, которой вызвана деятельность.
Мышление
способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
процесс отражения действительности в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.
Наблюдение
– активное, систематическое, целенаправленное, планомерное и преднамеренное восприятие объекта изучения.
– целенаправленное и организованное предметов и явлений с целью получения объективной информации без активного воздействия на них.
Народная культура
– тип культуры, который создаётся коллективной деятельностью народа, отражает национальный характер.
Наука
– форма (область) духовной культуры, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых объективных знаний о действительности.
Научное мировоззрение
– тип мировоззрения, основу которого составляют научная картина мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания
Научное познание
– особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний об окружающем мире.
Необходимость
внутренние устойчивые связи предметов/явлений, которые определяют их изменение и развитие; событие, которое должно произойти в данных условиях.
Непрерывность образования
оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации.
Нравственность
– степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Обобщение
переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов.
Образование
процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.
социальный институт, предназначенный для удовлетворения потребностей личности и общества в приобретении знаний, передаче социального опыта, включении человека в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
Общение
процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Общественные отношения
– стабильно повторяющиеся взаимодействия, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности.
Общество (в узком смысле)
население определённой территории.
определённый этап исторического развития.
группа людей, объединившихся для общения или совместной деятельности.
Общество (в широком смысле)
– обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
все человечество в его прошлом, настоящем и будущем.
всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
Объективность
независимость знания от субъекта познания, его мнений, предпочтений и оценок.
Обыденное мировоззрение
тип мировоззрения, который возникает в процессе личной практической деятельности человека
Обыденное познание
чувственное постижение мира и его объяснение с опорой на здравый смысл, повседневный опыт.
Одарённость
такое сочетание ряда способностей, которое позволяет достичь значительного успеха в определённой деятельности.
Описание
– фиксация собранных данных и сведений.
Ответственность
– способность действовать сознательно, понимать и предвидеть возможные последствия своей деятельности.
Ощущение
– отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Патриотизм
– моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Родине, защита её интересов
Познание
– активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности.
– целенаправленный процесс получения знаний и развития умений.
– процесс отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания.
– процесс приобретения знаний и отражения действительности в сознании человека.
Политеизм
– религиозное мировоззрение, основанное на вере в несколько божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.
Понятие
мысль, фиксирующая общие признаки объекта или группы объектов.
Потребность
– нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
– переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.
Представление
 – чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Природа
– естественная среда обитания
Рациональность
эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов.
Религиозное мировоззрение
тип мировоззрения, основой которого являются религиозные учения.
Религия
совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил, а также определяемое ими поведение.
система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Светское государство
– государство с устройством, где религия отделена от власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
– государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Свобода
возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Свобода вероисповедания
– право исповедовать и практиковать любую религию, либо не исповедовать никакой религии.
Свобода совести
– естественное право человека формировать свои убеждения, автономия духовной жизни.
Секуляризация
– в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества.
Синтез
мысленное объединение отдельных элементов целого.
Системность
все научные знания взаимосвязаны и упорядочены в определённую систему
Скептицизм
– философское учение, которое выражает сомнение в достоверности знаний о мире.
Совесть
– форма морального самоконтроля личности, при котором она самостоятельно регулирует своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами
Социальная ответственность учёных
– часть этики науки, учёт всех возможных негативных последствий использования достижений науки, а также добровольный отказ от некоторых направлений научных исследований.
Социальное познание
– процесс приобретения и развития знаний о человеке, обществе, общественных явлениях и социальной действительности.
– изучение процессов происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
Способности
индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.
Сравнение
установление сходства или различия объектов.
Субкультура
часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, определённой социальной группе.
Суждение
форма мысли, которая утверждает или отрицает наличие у объектов определённых признаков, связей.
Талант
высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.
Творчество
– деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, ранее не существовавшее.
Труд
– деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.
– процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Умозаключение
форма мысли, в которой на основе нескольких суждений логически выводится новое суждение.
Человек
– биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Честь
– осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества.
Эксперимент
– исследование предмета или явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на них.
Элитарная культура
– тип культуры, рассчитанный на узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных произведений.
Этика науки
– совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Популярные материалы