Абсолютная истина
– полное, точное, исчерпывающее знание об объекте познания, которое
не может быть опровергнуто или изменено
Абстрагирование
– мысленное отвлечение от ряда качеств объекта в целях выявления и
понимания одного из них.
Агностицизм
– философское учение, отрицающее
возможность познания.
Анализ
– мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.
Анкетирование
– сбор сведений с помощью
специального списка вопросов.
Атеизм
– отвержение веры в существование
богов.
Гениальность
– наивысший уровень развития способностей как общих, так и
специальных.
Гипотеза
– научное предположение, которое требует проверки, доказательств.
Глобализация
– процесс становления единого
человечества.
– процесс значительного роста взаимовлияния и взаимозависимости
народов и государств, охватывающий все сферы общественной жизни.
– процесс всемирной политической, культурной, социальной и
экономической интеграции стран и народов.
Глобальное распространение информации
– непрерывная передача и обмен
информацией в масштабе всего мира с использованием современных информационных
технологий.
Глобальные проблемы
– совокупность проблем
человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Гностицизм
– философское учение, которое
утверждает познаваемость мира, но не отрицает сложности познания и выявления
сущности вещей.
Гражданственность
– моральная ценность, которая
связана с выполнением гражданских обязанностей, преданностью Родине.
Гуманизация образования
– внимание к личности ученика,
его целям и интересам, индивидуальным особенностям (ограниченные возможности
здоровья), усиление нравственного воспитания
Гуманизм
– мировоззрение, которое
утверждает ценность человека как личности, его свободы и права.
Гуманитаризация образования
– повышение роли общественных
(социально-гуманитарных) дисциплин в образовательном процессе
Дедукция
– метод мышления, при котором частное положение выводится из общего.
Демократизация образования
– доступность образования для широких слоёв населения с разным
уровнем дохода.
Деятельность
– присущий только человеку способ
взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет
мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Диалог культур
– взаимодействие и обмен ценностями между различными культурными
преобразованиями внутри крупных культурных регионов или между ними, которые
сформировали в ходе истории комплекс специфических черт.
Добро
– намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к совершению
блага по отношению к себе, другим людям и обществу в целом.
Доказательность
– любое теоретическое положение,
гипотеза должны быть обоснованы.
Долг
– обязанность индивида
действовать в соответствии с требованиями общества
Заблуждение
– знание не соответствующее
действительности, но ошибочно принимаемое за истину.
Задатки
– врождённые особенности
человека, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Зло
– намеренное, умышленное и
сознательное причинение вреда, ущерба и страданий
Игра
– свободная развивающая
деятельность, которая выполняется по желанию, ради удовольствия от процесса
деятельности.
Измерение
– определение количественных
значений свойств объекта.
Индивид
– единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель биологических и социальных черт.
Индивидуальность
– уникальное сочетание
биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от всех
других.
Индукция
– метод мышления на основе перехода от частного положения к общему.
Интерес
– целенаправленное отношение
человека к определённому объекту его потребности.
Интернационализация образования
– объединение национальных систем
образования, реализация единых учебных программ, внимание к изучению
иностранных языков, возможность людей переезжать из страны в страну для
получения образования, взаимное признание государствами документов об
образовании.
Искусство
– форма (область) духовной
культуры, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в
художественных образах.
Истина
– утверждение (знание), точно
(адекватно) отражающее действительность.
– знание, соответствующее
свойствам познаваемого предмета.
Компьютеризация
– использование в процессе
обучения современных информационных технологий, телекоммуникационных сетей
глобального масштаба.
Конвенционализм
– разновидность агностицизма, учению,
согласно которому существующие научные теории являются лишь результатом
соглашения между учёными в силу их непротиворечивости.
Конкретность
– соотнесение знания с
реальностью всегда осуществляется при определённых условиях (место, время и
др.), которые необходимо учитывать в процессе познания.
Контркультура
– вид субкультуры, которая противостоит господствующим ценностям,
находится в конфликте с ними.
– специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей
(преобладающей) культуры.
Культура (узкий смысл)
– совокупность традиций, обычаев,
норм, языка, искусства, характерных для одного или нескольких народов.
Культура (широкий смысл)
– это всё, что создано
человечеством за время его существования.
– совокупность всех видов и
результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю
среду, так и на него самого.
– совокупность всех достижений
материальной и духовной жизни общества.
Личность
– человек как носитель сознания
со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами
– индивид, являющийся субъектом
сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт,
свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Ложь
– намеренное искажение истины с
целью ввести в обман.
Массовая культура
– тип культуры, направленный на
массовое коммерческое производство стандартизированных объектов.
Межличностные отношения
– эмоционально окрашенные
взаимодействия, которые возникают между людьми в процессе их совместной
деятельности.
Мировоззрение
– система взглядов, оценок, норм
и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому.
– целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее
выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
– система взглядов и представлений человека о мире (природе,
обществе, человеке), а также о своём месте и предназначении в этом мире,
находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Мировые религии
– группа религий, которые
распространены по всем регионам, имеют наибольшее число верующих, обращаются ко
всем независимо от гражданства, этноса.
Моделирование
– изучение свойств и связей объектов действительности на специально
построенных моделях.
– изучение объекта путём создания
его копии (модели).
Монотеизм
– религиозное представление о
существовании только одного бога или о единственности бога.
Мораль
– особый способ регулирования общественной жизни с позиций
гуманизма, добра и справедливости, включающий в себя одобренные общественным
мнением нормы.
– принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном
и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из
этих представлений.
Мотив
– побуждение к действию.
– осознанная потребность, которой
вызвана деятельность.
Мышление
– способность к познанию существенных свойств и связей объектов,
выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
– процесс отражения действительности в сознании человека при помощи
понятий, суждений, умозаключений.
Наблюдение
– активное, систематическое,
целенаправленное, планомерное и преднамеренное восприятие объекта изучения.
– целенаправленное и
организованное предметов и явлений с целью получения объективной информации без
активного воздействия на них.
Народная культура
– тип культуры, который создаётся
коллективной деятельностью народа, отражает национальный характер.
Наука
– форма (область) духовной
культуры, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых
объективных знаний о действительности.
Научное мировоззрение
– тип мировоззрения, основу
которого составляют научная картина мира, обобщённые итоги достижений
человеческого познания
Научное познание
– особый вид познавательной
деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных
знаний об окружающем мире.
Необходимость
– внутренние устойчивые связи предметов/явлений, которые определяют
их изменение и развитие; событие, которое должно произойти в данных условиях.
Непрерывность образования
– оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся
социальной и производственной ситуации.
Нравственность
– степень усвоения личностью
моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Обобщение
– переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к
свойствам их классов и родов.
Образование
– процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире
и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.
– социальный институт, предназначенный для удовлетворения
потребностей личности и общества в приобретении знаний, передаче социального
опыта, включении человека в различные сферы жизнедеятельности общества,
приобщения его к культуре.
Общение
– процесс установления и развития контактов между людьми,
включающий в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Общественные отношения
– стабильно повторяющиеся
взаимодействия, которые возникают между людьми в процессе их совместной
деятельности.
Общество (в узком смысле)
– население определённой территории.
– определённый этап исторического развития.
– группа людей, объединившихся для общения или совместной
деятельности.
Общество (в широком смысле)
– обособившаяся от природы, но
тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя все способы
взаимодействия людей и формы их объединения.
– все человечество в его прошлом, настоящем и будущем.
– всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
Объективность
– независимость знания от субъекта познания, его мнений,
предпочтений и оценок.
Обыденное мировоззрение
– тип мировоззрения, который возникает в процессе личной
практической деятельности человека
Обыденное познание
– чувственное постижение мира и его объяснение с опорой на здравый
смысл, повседневный опыт.
Одарённость
– такое сочетание ряда способностей, которое позволяет достичь
значительного успеха в определённой деятельности.
Описание
– фиксация собранных данных и
сведений.
Ответственность
– способность действовать
сознательно, понимать и предвидеть возможные последствия своей деятельности.
Ощущение
– отражение отдельных свойств
предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного
воздействия на органы чувств.
Патриотизм
– моральная ценность, в которой
выражено чувство любви к Родине, защита её интересов
Познание
– активное отражение
действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений,
законов действительности.
– целенаправленный процесс
получения знаний и развития умений.
– процесс отражения и
воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого
является получение нового знания.
– процесс приобретения знаний и
отражения действительности в сознании человека.
Политеизм
– религиозное мировоззрение,
основанное на вере в несколько божеств, обычно собранных в пантеон из богов и
богинь.
Понятие
– мысль, фиксирующая общие признаки объекта или группы объектов.
Потребность
– нужда человека в том, что
составляет необходимое условие его существования.
– переживание человеком нужды в
том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.
Представление
– чувственно-наглядный, обобщённый образ
предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без
непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Природа
– естественная среда обитания
Рациональность
– эмпирические данные приобретают научный характер только при
включении их в систему теоретических положений, выводов.
Религиозное мировоззрение
– тип мировоззрения, основой которого являются религиозные учения.
Религия
– совокупность духовных представлений, основанных на вере в
существование сверхъестественных сил, а также определяемое ими поведение.
– система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное,
включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых
действий и объединение людей в организации.
Светское государство
– государство с устройством, где
религия отделена от власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не
религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного
обоснования.
– государство, в котором никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Свобода
– возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими
желаниями, интересами и целями, которые формируются в рамках общечеловеческих
ценностей гражданского общества.
Свобода вероисповедания
– право исповедовать и
практиковать любую религию, либо не исповедовать никакой религии.
Свобода совести
– естественное право человека
формировать свои убеждения, автономия духовной жизни.
Секуляризация
– в социологии процесс снижения
роли религии в сознании людей и жизни общества.
Синтез
– мысленное объединение отдельных элементов целого.
Системность
– все научные знания взаимосвязаны и упорядочены в определённую
систему
Скептицизм
– философское учение, которое
выражает сомнение в достоверности знаний о мире.
Совесть
– форма морального самоконтроля
личности, при котором она самостоятельно регулирует своё поведение в
соответствии с общепринятыми нормами
Социальная ответственность учёных
– часть этики науки, учёт всех
возможных негативных последствий использования достижений науки, а также
добровольный отказ от некоторых направлений научных исследований.
Социальное познание
– процесс приобретения и развития
знаний о человеке, обществе, общественных явлениях и социальной действительности.
– изучение процессов происходящих
в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников
развития.
Способности
– индивидуальные особенности человека, которые являются условиями
успешного осуществления какой-либо деятельности.
Сравнение
– установление сходства или различия объектов.
Субкультура
– часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев,
определённой социальной группе.
Суждение
– форма мысли, которая утверждает или отрицает наличие у объектов
определённых признаков, связей.
Талант
– высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.
Творчество
– деятельность, порождающая нечто
качественно новое, оригинальное, ранее не существовавшее.
Труд
– деятельность, направленная на
достижение практически полезного результата.
– процесс взаимодействия человека
с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые
для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Умозаключение
– форма мысли, в которой на основе нескольких суждений логически
выводится новое суждение.
Человек
– биосоциальное существо,
обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и
пользоваться ими в процессе общественного производства.
Честь
– осознание индивидом своего общественного
значения и требование признания этого значения со стороны общества.
Эксперимент
– исследование предмета или
явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают
возможность активного воздействия на них.
Элитарная культура
– тип культуры, рассчитанный на
узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных произведений.
Этика науки
– совокупность моральных
принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые
обеспечивают функционирование науки.