Человек и общество
|
Тема 1.17 Типы
обществ.
|
Традиционное/
аграрное
|
Индустриальное
|
Постиндустриальное/
информационное
|
Отношение к природе
|
||
- подчинение человека природе
|
- подчинение природы интересам человека
|
- стремление к гармонии природы и общества
|
Экономика
|
||
- основной фактор производства – земля
- аграрно-сырьевая экономика
- господство натурального хозяйства
- преобладание экстенсивной технологии
- ручной труд
|
- основной фактор производства – капитал
- массовое стандартизированное промышленное производство
- механизация и автоматизация производства и управления
- формирование стандартов потребления
- использование интенсивных технологий
|
- основной фактор производства – информация (знания)
- развитие наукоёмких производств и средств коммуникации
- выдвижение на первый план сферы услуг
- индивидуализация производства, потребления
- компьютеризация, роботизация производства
|
Социальная структура
|
||
- сословная иерархия и привилегии
- крайняя затруднённость вертикальной социальной
мобильности
- человек ценится как член коллектива
- преобладание расширенных семей
|
- различные формы стратификации
- формирование среднего класса
- высокий уровень социальной мобильности
- преобладание нуклеарных семей
- процесс урбанизации
|
- постепенное сокращение социального неравенства
- рост удельного веса среднего класса
- стремление обеспечить равные стартовые возможности для
представителей всех страт
|
Политика
|
||
- деспотическое правление
- традиционная легитимность власти
- подданническая культура
- активное влияние армии
|
- демократизация политической жизни
- провозглашение политических свобод
- формирование правового государства и гражданского
общества
|
- реализация демократических принципов
- политический плюрализм
- гражданское общество и правовое государство
|
Духовная жизнь
|
||
- ценность стабильности и традиций
- религиозный характер культуры
- небольшое число грамотных людей
- влияние церкви на общественную жизнь
|
- ценность личного успеха, прогресса, новаций
- ценность предприимчивости, трудолюбия, образования
- интенсивное развитие науки и образования
- появление массовой культуры
|
- ценность индивидуального творчества и самореализации
- особая роль науки
- непрерывное образование
- развитие виртуальной культуры
|
Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ