Задание 25 из ЕГЭ 2019 года


Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическое лицо»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о трёх любых организационно-правовых формах юридических лиц, являющихся коммерческими организациями;
– одно предложение, раскрывающее сущность правоспособности юридического лица.
Ответ:
1) Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде.
2) Два предложения:
 – К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, АО), производственные кооперативы, унитарные предприятия, хозяйственные партнерства.
– Правоспособность юридического лица – это способность иметь гражданские права и нести обязанности – возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «трудовой договор»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о форме заключения трудового договора;
– одно предложение, раскрывающее действия работника при реализации его права на расторжение трудового договора по собственному желанию.
Ответ:
1) Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности.
2) Два предложения:
 – Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
– Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;
– одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
Ответ:
1) Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.
2) Два предложения:
 – Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
– Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности;
– одно предложение, раскрывающее сущность принципа справедливости юридической ответственности.
Ответ:
1) Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.
2) Два предложения:
 – Правоведы выделяют гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.
– Согласно принципу справедливости наказание должно быть соразмерно совершённому деянию.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «право»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о признаках права;
– одно предложение, раскрывающее сущность одной из отраслей права.
Ответ:
1) Право – это система общеобязательных, формально определённых, гарантированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные отношения.
2) Два предложения:
 – Право устанавливается и обеспечивается силой государства, его действие распространяется на всех граждан, носит общеобязательный характер, оно выражено в официальной форме, в правовых актах государства.
– Административное право регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «гражданское право»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о способах защиты гражданских прав (не менее трёх);
– одно предложение, раскрывающее сущность одного из них.
Ответ:
1) Гражданское право – это отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные с ними и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на имущественной самостоятельности и равенстве сторон.
2) Два предложения:
 – Способами защиты гражданских прав являются признание права, возмещение убытков, компенсация морального вреда, взыскание неустойки и др.
– Компенсация морального вреда – возмещение физических или нравственных страданий, которые претерпевает гражданин в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «конституционный строй»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о разделении властей;
– одно предложение, раскрывающее светский характер государства в РФ.
Ответ:
1) Конституционный строй – это система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
2) Два предложения:
 – Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную ветви власти (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и др.).
– Сущность светского государства заключается в отсутствии государственной или обязательной религии; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «социальный институт»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в экономической сфере жизни общества;
– одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.
Ответ:
1) Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
2) Два предложения:
 – К социальным институтам в экономической сфере относят бизнес, рынок и др.
– Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «деятельность»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любых трёх элементах структуры деятельности;
– одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих элементов.
Ответ:
1) Деятельность – присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
2) Два предложения:
 – В структуру деятельности входят следующие элементы: субъект, объект, цель, мотив, средства, действия, результат.
– Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Используя обществоведческие знания:
1) Раскройте смысл понятия «деятельность»;
2) Составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;
– одно предложение, раскрывающее сущность труда как формы деятельности.
Ответ:
1) Деятельность – присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
2) Два предложения:
 – В структуру деятельности входят следующие элементы: субъект, объект, цель, мотив, средства, действия, результат.
– Труд представляет собой деятельность, направленную на достижение практически полезного результата.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «политическая система»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о четырёх подсистемах политической системы;
– одно предложение, раскрывающее интегративную функцию политической системы.
Ответ:
1) Политическая система – организованное взаимодействие политических субъектов, связанных с осуществлением власти, и отношения между ними.
2) Два предложения:
 – В политическую систему общества входят институциональная, нормативная, коммуникативная и культурная подсистемы.
– Интегративная функция политической системы заключается в создании необходимых условий для взаимодействия различных элементов общества, объединения разных политических сил, преодоления конфликтов.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «политический процесс»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любых трёх формах политического участия граждан;
– одно предложение, раскрывающее главную задачу субъектов политического процесса.
Ответ:
1) Политический процесс – совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.
2) Два предложения:
 – Формами политического участия граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти.
– Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои властно значимые интересы посредством принимаемых государством управленческих решений.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «политический процесс»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о субъектах политического процесса;
– одно предложение, раскрывающее главную задачу субъектов политического процесса.
Ответ:
1) Политический процесс – совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.
2) Два предложения:
 – Субъектами политического процесса являются граждане (электорат, политические партии и движения, политические элиты, политические лидеры, государство, СМИ.
– Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои властно значимые интересы посредством принимаемых государством управленческих решений.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о трёх любых факторах экстенсивного экономического роста;
– одно предложение, раскрывающее сущность интенсивного экономического роста.
Ответ:
1) Экономический рост – постоянное увеличение реального объёма производства товаров и услуг, произведённых за определённый период времени (обычно за год).
2) Два предложения:
 – К факторам экстенсивного роста относят: увеличение числа работников, дополнительные капиталовложения, рост объёма потребления сырья.
– Интенсивный экономический рост может осуществляться за счёт качественного улучшения используемых ресурсов.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о базовых (основных) социальных ролях человека;
– одно предложение, раскрывающее сущность ролевого конфликта.
Ответ:
1) Социальная роль – это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений.
2) Два предложения:
 – К базовым (основным) социальным ролям человека относят: роль потребителя, работника, гражданина, члена семьи (муж, жен, сын, дочь)
– Ролевой конфликт – ситуация связанная с одновременным выполнением индивидом нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «представление как форма чувственного познания»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о двух других формах чувственного познания;
– одно предложение, раскрывающее различие между чувственным и рациональным познанием.
Ответ:
1) Представление – чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
2) Два предложения:
 – К двум другим формам чувственного познания относят ощущение и восприятие.
– Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное опирается на мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «ощущение как форма чувственного познания»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о двух других формах чувственного познания;
– одно предложение, раскрывающее различие между чувственным и рациональным познанием.
Ответ:
1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
2) Два предложения:
 – К двум другим формам чувственного познания относят ощущение и восприятие.
– Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное познание опирается на мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «общество» (в самом широком смысле/как часть мира);
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о четырёх сферах (подсистемах) общества;
– одно предложение, раскрывающее динамичный характер общества.
Ответ:
1) Общество – часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней, включающая в себя совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
2) Два предложения:
 – Выделяют четыре сферы общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и духовную.
– Динамичный характер общества означает, что оно постоянно развивается, видоизменяется, могут возникать новые элементы и связи между ними и отмирать старые.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «метод научного познания»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о методах научного познания (не менее трёх);
– одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих методов.
Ответ:
1) Метод научного познания – система приёмов, способов, правил и принципов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.
2) Два предложения:
 – К методам научного познания относят выдвижение гипотез, наблюдение, эксперимент, формулирование законов и др.
– Наблюдение как метод научного познания предполагает восприятие объекта познания без вмешательства в естественный ход изучаемого процесса, явления.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;
– одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
Ответ:
1) Истина – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
2) Два предложения:
 – Абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее, точное знание об объекте познания.
– Объективный характер истины проявляется в том, что её содержание не зависит от конкретного субъекта познания.

Популярные материалы