![]() |
Абрахам Маслоу |
Высказывание
посвящено особой роли понимания в современном научном познании и
образовательной деятельности. Смысл высказывания состоит в том, что получаемые
человеком сведения о внешнем мире без соответствующего понимания не позволяет
их отнести к знаниям об этом мире. В современном информационном обществе
накоплены большие объёмы информации, которым далеко не всегда сопутствует
смысловая насыщенность. Поэтому предъявляются повышенные требования к их
интерпретации субъектом познания в условиях, когда стираются грани между
знанием и информацией.
Примером может служить библейский рассказ о вавилонской башне,
согласно которому человечество, когда-то разговаривавшее на одном языке,
намеревалось построить башню до небес, прославиться и таким образом реализовать
себя. Но процесс строительства был прерван Богом. Он создал множество новых
языков, из-за чего люди перестали понимать друг друга и соответственно
продолжать строительство башни. Этот пример отражает факт отсутствия смысла и
пользы информации без её понимания, способов различения и декодирования.
Другим
примером служат результаты
исследования научного деятеля В.Г. Марача, опубликованные им в статье «Образование
на рубеже веков». Согласно полученным данным учащиеся практически не умеют
строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Учащиеся
охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются
неспособны различать, когда думают сами и отстаивают действительно свою
позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скачанную накануне информацию.