"Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта" (И. Кант)

Автор данного высказывания хочет до нас донести, что опыт, будь он обыденный или научный, дает нам основу для понимания чего-либо; опыт и практика даны для того, чтобы человек с помощью них мог учиться на ошибках, но при этом приобретать новые знания. Очень трудно не согласиться с И. Кантом, поскольку, например, дети, учатся познавать мир, совершив ошибки, такие как: не лезть к животным, не трогать розетку и т.д., они научились правильным поступкам с помощью проделанных ими дел, приобретя при этом жизненный опыт. Обращусь к обществоведческим знаниям и дам определение "познанию". Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результат - новые знания. Выделяется несколько форм познания - рациональное и чувственное. Чувственное включает в себя ощущение (отражение отдельных свойств предмета), восприятие (чувственный образ цельной картины предмета) и представление (образ объектов в памяти). Рациональное, в свою очередь, включает понятие, суждение и умозаключение. Также выделяются виды познания. Научное познание - это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и обоснованных знаний о чем-либо. Обыденное же познание основывается на личном жизненном опыте человека. Уровни научного познания - эмпирический и теоретический. Выделяется несколько особенностей научного познания - это доказательность, объективность и системность.
Вспомним, что когда-то люди верили, что наша планета держится на трех слонах и черепахе или имеет форму диска. Так в 1519 Ф. Магеллан отправился cо своей командой в путешествие, которое впоследствии стало кругосветным. Это прямое эмпирическое доказательство опытным путём, доказывающее, что наша планета имеет шарообразную форму. Этот пример показывает нам, как с помощью практических исследований человек доказал, что Земля не стоит на трех слонах и черепахе. Он опровергнул все мифы об этом.
Вспомним мемуары знаменитой писательницы, политической активистки Хелен Адамс Келлер "История моей жизни". Несмотря на перенесенное в детстве заболевание (предположительно скарлатину, после чего напрочь лишилась зрения и слуха), смогла достичь немалых успехов в жизни. Благодаря своей первой учительнице Салливан, которая смогла обучить девочку, дав основы письма и чтения. После того, как Хелен этому научилась, и, будучи уже молодой девушкой, смога выучиться в университете и получить степень бакалавра. В более зрелом возрасте она выступала с докладами по стране. Этот пример показывает нам, как женщина добилась больших успехов в науке, смогла с помощью своего богатого жизненного опыта выпустить немало книг для людей, у которых случилась такая же беда. Келлер сама стала лучше, и при этом помогла многим людям, поделившись своими учениями. Этот пример показывает нам, как люди с ограниченными возможностями способны к отзывчивости, пониманию. Они готовы поделиться с другими своим особенным опытом в силу своей болезни. Безусловно она обладала необычным обыденным опытом, ценным для других.
Опыт действительно основой как научного, так и обыденного познания. На примерах Магеллана и Хелен Келлер мы убедительно это показали.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

Популярные материалы