"В ходе взаимодействия с другими индивид формирует свое «Я», или самосознание" (Дж. Мид)

Для своего мини-сочинения я выбрала высказывание Дж. Мида. Автор затрагивает тему становления индивида личностью, формирования самосознания и процесса социализации. Автор убежден, что в процессе своей деятельности, а именно общения с другими людьми человек формирует свое мировоззрение, взгляды, ценности, отношение к миру и становится личностью.
Критерий 29.1 – определение смысла высказывания.
Максимальное количество баллов – 1 балл.
При неверном определении основного смысла высказывания все остальные критерии аннулируются.
Обратимся к теории. Индивид – это единичный представитель человечества, носитель биологических качеств. В процессе становления личностью – социализации, и в ходе деятельности – активном взаимодействии человека с окружающим миром и обществом, которая выражается в разных видах: игра, учение, общение, творчество, человек может сформировать свою совокупность взглядов на мир, оценок, установок и место в мире – мировоззрение. Оно также бывает различным: религиозным, научным, философским и др. Оно формируется как стихийно, так и осознанно. Так, человек, познавая себя и взаимодействуя с миром и другими людьми, становится личностью – носителем уникальных социальных качеств и формирует самосознание – принятие своих чувств, качеств, мыслей и следование им.
Критерий 29.2 – теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений.
Суть – в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения.
Максимальный балл – 2.

Критерий 29.3 – теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов.
Суть – в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного тезиса с опорой на корректное объяснение ключевого понятия, теоретических положений, приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод.
Максимальный балл – 1.
Для доказательства своей точки зрения приведу пример из СМИ. Недавно в местной газете «Мир» была опубликована интересная статья. В ней рассказывалось, что был найден человек, живший без сотовой связи, информационных технологий, и не коммуницировавший с людьми. Также был описан процесс становления его личностью. Он попал в новую для себя обстановку с современными условиями проживания и обществом людей. Сразу был виден результат и изменения: человек научился взаимодействовать с себе подобными и сформировал свою точку зрения на определенные вопросы, мог поддержать разговор и проявить себя как активную персону. Таким образом, этот пример показывает, что человек общаясь с другими людьми и попадая в новую обстановку, познает себя и свое сознание.
Критерий 29.4 – качество приводимых социальных фактов и примеров.
Суть – приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь, каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом
Максимальный балл – 2.
Ещё один пример из школьного курса истории. Во время Великого посольства Пётр I объездил множество европейских стран, чтобы проникнуться их культурой, перенять определённые привычки и начать прививать их русскому народу. Он много общался, практиковался в морском деле, завёл множество знакомств и привёз с собой в Россию некоторые иноземные обычаи: бритьё бород, ношение платьев. Император принял указы, обязательные для исполнения с данными нововведениями, пытаясь внутренне обогатить русский народ и сделать его образованнее. Так, он формировал взгляды, мысли и отношение к европейской культуре у русского народа. Можно сделать вывод, что Пётр сформировал своё мировоззрение и самосознание, побывав в таком путешествии и общаясь с людьми из других стран.
Указание по оцениванию: в качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.)
Таким образом, хочу согласиться с автором высказывания, и сказать, что формирует своё «Я» на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающим миром и прислушиваясь к себе.
Вывод: за него не дают отдельных баллов, но он необходим, чтобы подвести итог всей работе.

Популярные материалы