"Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознаёт, что кроме него на свете есть другие люди" (И.А. Ильин)

Автор выдвигает идею роли и сущности правосознания для человека, субъектов правоотношений. Он отмечает, что правосознание присуще только тем, кто понимает соразмерность понятий свобода и ответственность, допустимые пределы этой свободы.
Для подтверждения авторской идеи обратимся к теоретическому курсу обществознания. Прежде всего, важно определиться с ключевым для данной темы понятием, а именно «правосознанием». Правосознание – это совокупность идей, взглядов, ценностей и оценок к окружающей субъектов права юридической действительности. Важно отметить, что правосознание обычно не возникает стихийно, а формируется в процессе социализации личности, поэтому агентам социализации важно транслировать основополагающие ценности, идеи и оценки. Близко понятию правосознание понятие правовая культура – это есть результат правосознания. Правовая культура выражается в наличии у субъектов права чувства законности, чувства необходимости соблюдения законов, правомерного поведения. Эти два элемента – правосознание и правовая культура, взаимосвязаны между собой и не могут существовать обособленно друг от друга, т.к. являются взаимно обуславливающими и только в гармоничном сочетании обеспечивают соблюдение норм права. Норма права – это формально определенное, санкционированное и обеспеченное компетентными органами государственной власти, правило поведения, обеспеченное мерами государственного принуждения. Нормы права регулируют существенную часть общественных отношений, без которых невозможно нормальное функционирование общества. Нормы права содержатся в многочисленных правовых актах и законах, таких как Конституция РФ, федеральных конституционных законах и т.д. Исполнение норм права, понимание необходимости их соблюдения выражается в правомерном поведении субъектов права. Правомерное поведение – это поведение субъектов права согласно юридическим нормам. Противопоставляется же правомерному поведению неправомерное, которое не соответствует предписаниям юридических норм. Следствием неправомерного поведения является юридическая ответственность. В заключение теоретической части сформулирую вывод: задачей любого правового государства является формирование правового сознания у граждан. Агенты вторичной социализации должны формировать правосознание, прививать основополагающие правовые оценки и идеи, взгляды – это является гарантом взаимопонимания и стабильности в обществе.
Для подтверждения выделенных идей обратимся к истории. Так, еще в Древнем Риме, в частности, в законах 12 таблиц были отражены важные правовые принципы. Например, права одних римских граждан не должны были нарушить права других римских граждан. Правосознание в Древнем Риме формировалось путем открытых форумов, на которые мог прийти каждый свободный римский гражданин, а также речами преторов, консулов и т.д. Таким образом, государство еще с древних времен понимало роль правосознания в жизни общества.
Также стоит обратиться к фактам общественной жизни. Сегодня в РФ формированию правосознания уделяется особое внимание. Например, в учреждениях среднего, высшего образования приглашаются представители правоохранительных органов, которые осуществляют правовое просвещение учащихся. Это лишний раз подтверждает тот факт, что государство понимает основополагающую роль правосознания.
В заключении хочется сказать, что каждый из нас должен понимать необходимость соблюдения законов и избегать такого явления как правовой нигилизм.

Эссе на максимум баллов с ЕГЭ 2020 г.

Популярные материалы