"Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель" (В. Мич)

В данном высказывании поднята проблема роли потребителя в условиях рыночной экономики. В. Мич считает, что потребитель оказывает очень большое влияние на рыночные отношения, так как именно он является потребителем производимой продукции, и, соответственно, создает спрос на неё.
Обратимся к обществоведческой теории. Как известно из курса экономики, рыночное хозяйство имеет ряд характеристик, отличающих его от других типов экономических систем. Во-первых, это большая свобода выбора для потребителей и производителей, во-вторых, разнообразие товаров и услуг, отсутствие дефицита и др. Соответственно, рыночная система – это такой способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в частной собственности, ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка, а главные вопросы экономики решаются посредством регулирования спроса и предложения. Для нормального функционирования рынка необходимо установление равновесной цены, при которой спрос будет равен предложению. Спрос, то есть платёжеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене, регулирует предложение – количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время. В противном случае произойдёт нарушение рыночного механизма, кризис, и рынок не сможет существовать. На спрос влияют многие факторы: прежде всего это цена товаров и услуг. Но есть и неценовые факторы, к которым относятся: доходы потребителей, их предпочтения, сезонность, структура населения и т. п.
Таким образом, производитель всегда стремится подстроиться под предпочтения потребителей, так как предложение напрямую зависит от спроса на товары и услуги. Ни один продавец не будет предлагать товар, который не пользуется спросом, так как это будет очень невыгодно и бесполезно для него.
В подтверждение этой мысли приведу аргументы из различных сфер деятельности. Очевидным примером влияния потребителей на рынок является пример из истории, когда в 1920х годах в период НЭПа был кризис сбыта. Этот кризис характеризовался в отказе потребителей покупать товары по большим ценам. В результате возникло перепроизводство этих товаров, и вместо увеличения прибыли тресты понесли значительные убытки. Представленный факт свидетельствует об огромной роли потребителя в рыночной экономике и подтверждает слова Мича.
В качестве следующего аргумента, подтверждающего слова экономиста, можно привести пример из общественной жизни. Сайт Businessman.ru сообщает о том, что самой популярной транснациональной корпорацией является американская компания Apple. Большой успех данная компания имеет благодаря выпуску хорошей техники: смартфонов, ноутбуков, планшетов и т.д. Данная продукция именной этой корпорации пользуется огромным успехом, что и определяет её лидирующее положение. И в этом случае потребитель играет большую роль.
Таким образом, опираясь на приведённые аргументы, можно сделать вывод о том, что потребитель действительно является важным продуктом рыночного хозяйства, так как именно от него зависит благополучие как отдельных фирм, так и всей экономики в целом, а значит, можно говорить о правдивости слов В. Мича.

Источник: Обществознание ЕГЭ | SATTAROVFAMILY

Популярные материалы