"Конкурентоспособность – способность той или иной компании или целой страны обеспечить себе доминирующее положение на рынке или, в более широком смысле, способности реализовать свою политику присутствия на том или ином рынке" (В.Л. Иноземцев)

В своём высказывании Иноземцев говорит о важности конкурентоспособности государства, отдельной компании, ну и, конечно же, подразумевается конкурентоспособность отдельно взятой личности на рынке труда. От конкурентоспособности зависит практически всё. Дальнейшая судьба государства, отдельно взятой компании или персональный успех человека на карьерной лестнице. Важно эту конкуренцию не проиграть, иначе это может привести к трагическим и печальным последствиям. Таким как, потеря работы или безработица, банкротство и закрытие компании, а для государства низкая конкурентоспособность может привести к трагическим последствиям, например, распад государства, война или экономический кризис.
Из курса обществознания мне известно, что конкуренция – соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Экономическими субъектами на рынке могут являться государства, компании, отдельно взятые люди (как субъект экономики они покупают товары, тратя заработанные деньги, зарабатывают денежные средства, вкладывая свой труд). Очень важно, чтобы экономический субъект не проиграл стратегическую борьбу с конкурентами.
Если он её выигрывает, то для него открываются положительные последствия конкуренции, такие как расширение ассортимента товаров и услуг, повышение эффективности производства, сокращение издержек. Также в таком случае выигрывает и потребитель, он получает товар по более дешевой цене и более высокого качества, при условии, если экономический субъект, выигравший конкуренцию не станет монополией. Если же он станет монополией, то есть единственной компанией на рынке, то тогда сможет диктовать свою цену, максимизировать прибыль, но паразитировать на клиентах и покупателях.
Если он (экономический субъект) конкуренцию проигрывает, то он почувствует её негативные последствия. К ним можно отнести: отвлечение больших средств на рекламу, которую в итоге оплачивает покупатель. Постоянное разорение многих товаропроизводителей, порождающее нестабильность, безработицу. Иногда, когда компания или государство проигрывает конкуренцию, оно может пойти на нечестные методы борьбы.
Например, возьмем последние новости. США под разными предлогами пытаются навязать Китаю покупку не очень нужных для них товаров, потому что внешняя торговля Китая с США носит характер положительно сальдо для Китая. То есть экспорт Китая в США, больше экспорта США в Китай порядка на 200 млрд долларов по оценкам аналитиков. В последний раз американский президент попытался обвинить китайцев в распространении коронавирусной инфекции, и делает усилия для введения экономических санкций в отношении Китая. Но виновность Китая в распространении коронавируса никем не доказана. Такие санкции противоречат нормам Всемирной торговой организации. Поэтому можно сказать, что когда экономический участник терпит неудачу в конкурентной борьбе, он может пойти на крайние меры. Такой конфликт США и Китая уже приводит к локальным противостояниям за рынки сбыта и может привести даже к мировой войне. Поэтому важно быть конкурентоспособным субъектом, чтобы не остаться в дураках.
Также можно вспомнить о классификации конкурентных рынков. Есть чистая конкуренция, присущая сельскохозяйственным производителям. При совершенной конкуренции очень много игроков на рынке, практически одинаковые товары и легкий вход на рынок. Неправильная стратегия входа на рынок может привести к банкротству. Но к более печальным последствиям приводит закрытие большой компании – монополиста рынка (одна компания на рынке, диктующая цены и ассортимент продукции) либо олигополии (несколько больших компаний, контролирующих большую часть рынка). То есть видами конкурентных рынков являются совершенная конкуренция, олигополия, монополия и др. По масштабу рынки можно выделить глобальные, национальные, региональные, местные и т.д.
Примером успешной конкуренции на глобальных рынках можно назвать концерн Калашников. Этот завод появился в Ижевске ещё в 19 веке, поменял кучу названий, но практически большую часть своей истории был и есть успешный с точки зрения конкурентоспособности. Нынешнее название он получил в честь знаменитого оружейного конструктора Михаила Калашникова. В годы ВОВ разработка Калашникова пришлась по душе и воинам и результаты боевых испытаний демонстрировали высокие эффективные показатели. В настоящее время этот автомат считается самым доступным в мире, в условиях боев его легко ремонтировать, разбирать и собирать. Он гораздо дешевле американского аналога. В свою очередь, это приносит хорошие прибыли концерну и эта продукция важна для государства с точки зрения безопасности. Поэтому важно обеспечивать превосходство либо хотя бы паритет с иностранными аналогами в любых отраслях производства. Но военная отрасль – особая. Потому что здесь проигрыш конкуренции может стоить существованию всего государства.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

Популярные материалы