"Вопросы: что, как и для кого производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены" (П. Самуэльсон)

В своем высказывании автор говорит об ограниченности факторов производства, которая вынуждает стремиться к рациональному расходу ресурсов. Отсюда возникают основные вопросы экономики, о которых говорит автор.

Комментарий: верное и точное раскрытие идеи высказывания. Напомним, чтобы получить 1 балл по критерию 29.1 нужно без перифраза, пересказа и искажения сути передать смысл цитаты

Для более подробного рассмотрения обратимся к теории. Для начала дадим определение факторов производства - это ценные ресурсы, которые используются людьми в процессе создания экономических благ. К ним относятся капитал, земля, труд, предпринимательские способности, информация. Скажем о каждом отдельно.

Земля как фактор производства включает в себя все природные ресурсы, используемые людьми для производства товаров и услуг. Факторным доходом от земли является рента. Ограничивается этот фактор производства особенностями ландшафта, природных ресурсов и др. Теперь скажем о капитале: он делится на физический и денежный. К физическому относятся станки, другие производственные мощности, созданные человеком. К денежному - весь объем денежных ресурсов, имеющихся у производителя. Факторным доходом от капитала является процент. Ограничивается он, например, физическим и моральным износом оборудования. Если говорить о труде как о факторе производства, то можно дать ему следующее определение: труд - это совокупность физических и умственных способностей человека, используемых для создания экономических благ. Факторным доходом от труда является заработная плата. Ограничивается он, к примеру, численностью трудоспособного населения страны, профессиональной структурой населения, религиозной культурой, традициями и представлениями.

Осталось сказать о предпринимательских способностях и информации. Сначала дадим определение предпринимательских способностей. Это готовность человека к самостоятельной инициативной экономической деятельности, осуществляемой на свой риск в целях получения прибыли. Ограничивается он, например, редкостью таланта. Факторным доходом является прибыль. Теперь скажем об информации как о факторе производства: это совокупность всех знаний, которые могут быть использованы в процессе экономической деятельности. Ограничивается информация, например, уровнем научно-технического развития и уровнем развития общественного сознания. Факторным доходом от неё также является прибыль. Так как мы несколько раз упоминали факторный доход, дадим ему определение. Это доход, получаемый собственником факторов производства в процессе их использования и реализации.

Таким образом, каждый фактор производства чем-то ограничен. Это вынуждает собственников факторов производства анализировать и выбирать наиболее выгодные способы их применения.

Комментарий: несмотря на относительно большое количество теории, все ключевые положения раскрыты. Особенно хорошо, что есть логические связки между понятиями, микро-вывод, подтверждающий идею высказывания

Приведем пример из истории. В период подготовки СССР к Великой Отечественной войне, а также на первом ее этапе в стране наблюдалась нехватка техники, ресурсов, поэтому властям приходилось выбирать, куда направить ресурсы. Выбор делался в пользу развития военно-промышленного комплекса и технической мощи страны, что нередко негативно сказывалось на обеспечении гражданского населения и социальной сферы. То есть перед властями в тот период особенно остро встали основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Этот пример иллюстрирует необходимость выбора и ответов на эти вопросы в условиях ограниченности ресурсов.

Также можно привести пример из личного социального опыта. Недавно мной была прочитана книга Макса Фрая, входившая в цикл "Сновидения Ехо". Люди, живущие в созданном королевстве, по большей части талантливые колдуны. Магия позволяет им не беспокоиться об ограниченности факторов производства, так как в случае необходимости они могут возобновить или приумножить ресурсы. Поэтому там производители не выбирают, что и как производить, не пытаются ограничить производство, затрачивая меньше ресурсов. То есть в условиях ограниченности ресурсов нет необходимости в рациональном использовании. Следовательно, основные вопросы экономики не стоят так остро.

Комментарий: отличные примеры, так как они четко связаны со смыслом цитаты, не дублируют друг друга по смыслу и приведены из разных и источников

В заключение стоит сказать, что основные вопросы экономики: что, как и для кого производить должны постоянно стоять перед производителем, иначе ресурсы будут тратиться нерационально.

Комментарий: хорошее мини-сочинение, отвечающее всем критериям. Особенно стоит обратить внимание на логичность, четкое понимание ученика идеи высказывания и соответственно того, о чем он пишет

Источник: https://vk.com/obsh_ege

Популярные материалы