"Факты в науке – то же, что опыт в общественной жизни" ( Ж. Бюффон)

Основная идея затронутой автором  темы состоит в том, что под фактами в науке он понимает эмпирический уровень научного познания, на базе которого формируется теоретический уровень научного познания. Эмпирический уровень должен находиться в единстве с теоретическим уровнем научного познания. Именно единство этих уровней обеспечивает достоверность получаемых по итогу знаний в виде обобщенных законов, закономерностей, формул и тд. Также как следующие поколения опираются на общественный опыт предыдущих поколений, теоретический уровень на основе первичных фактических данных, ещё не приведенных в систему, начинает их обрабатывать и приводить в систему.
Из курса обществознания мне известно, что научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных, системно-организованных, обоснованных знаний о природе, обществе и человеке.  Таким образом, отличительными признаками научного познания являются достоверность, проверяемость, высокий уровень обобщений знаний, объективность, специальный понятийный аппарат. Безусловно, научное познание состоит из двух уровней (этапов). Первый этап (уровень) научного познания – это эмпирический уровень. Эмпирический уровень научного познания - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. То есть данный уровень научного познания характеризуется непосредственной работой с объектом познания. К эмпирическим методам научного познания относят эксперимент, наблюдение, измерение, описание сравнение. По итогу у нас появляются фактические данные, но ещё не приведенные в систему с высоким уровнем обобщения. Для науки этого недостаточно. Поэтому далее мы используем теоретический уровень научного познания. Это выявление фундаментальных обобщенных закономерностей, законов, выведение формул. К теоретическим методам научного познания относят формулирование гипотезы, проблемы, на основе которой как раз и выводится обобщенные закономерности и тд. Если же гипотеза оказалась ложной, следует попытаться сформулировать другую, более точную гипотезу, чтобы в конечном счёте получить настоящее истинное достоверное знание.
Вспомним школьный курс физики. Например, Галилей доказал, что наша планета имеет округлую форму. Это эмпирический факт, выявленный при помощи наблюдения в изобретенный самим итальянцем телескоп, позволило следующим поколениям ученых сосредоточиться на более детальном анализе всех полученных данных от знаменитого ученого. От его работы дальше строились теории и предположения уже в целом не только о планете, но и о Солнечной системе, механизме вращения планет вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Пока не было данных наблюдений, сложно было бы идти дальше в научном изучении таких объектов. Без этой опоры на эмпирические данные Галилея вряд ли  Ньютон   сформулировал несколько своих обобщенных законов, вряд ли бы появилась его формула закона всемирного тяготения.
В 1986 году произошла трагедия на Чернобыльской АЭС. Это большая катастрофа планетарного масштаба. Но с другой стороны, в СМИ пишут, что в наши дни, территория части земель, входивших ранее в зону отчуждения, или находившихся близко к ней, возвращены в хозяйственный оборот. Кроме того, ученым, таким образом, достанется уникальная площадка для изучения механизма наследственности и изменчивости, разного рода мутаций. Это позволит в дальнейшем смоделировать возможные процессы мутаций живых организмов, возможно, даже уточнить ныне имеющиеся теории антропогенеза и генезиса живых организмов в целом. То есть эмпирические данные зоны отчуждения Чернобыльской АЭС позволят получить обобщенные знания. Но это результат долгих лет. 
Действительно, эмпирический этап научного познания даёт базу для перехода к теоретическому этапу научного познания. Получает возможность обобщать и систематизировать знания, факты в упорядоченном виде. На наших примерах мы это показали. Без эмпирического уровня не может быть теоретического. А без теоретического уровня нет настоящей науки.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

Популярные материалы