"Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства" Г. Филдинг

Главная идея автора заключается в том, что неотъемлемой частью социального контроля является самоконтроль и моральные нормы, ведь невозможно контролировать столь обширное и разнообразное общество лишь государственными законами. Давайте обоснуем это теоретически.
Из курса обществознания мне известно, что социальные нормы – это установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми. То есть социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей. При этом в развитых обществах социальные нормы оставляют людям определённую свободу для саморегулирования своего поведения. Тем самым на человека возлагается ответственность за выполнение/невыполнение социальных норм. Виды социальных норм представлены обычаями и традициями, нормами морали, правовыми, религиозными, эстетическими и корпоративными нормами. Социальные нормы обращены к группам или всему обществу, возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей, направлены на регулирование общественных отношений, содержание социальных норм соответствует типу общества и уровню культуры. Также социальные нормы регулируют общий ход социализации, интегрируют личность в социальное окружение, служат образцами, эталонами поведения и контролируют девиантное поведение. Социальный контроль – это механизм регуляции отношений человека и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Существует внешний (самоконтроль) и внутренний социальный контроль. Внешний делится на формальный (осуществляется государством, например, штрафы, арест, медаль, премия, грамота и т.д.) и неформальный (осуществляется ближайшим окружением, например, похвала, одобрительная улыбка, аплодисменты, либо бойкот, игнорирование, оскорбительный тон и др.). Таким образом, социальный контроль осуществляется и государством, и обществом, и самим человеком, а значит, невозможен без одного из этих элементов.
Сейчас мы обоснуем это практически. В романе Достоевского «Преступление и наказание» Родина Раскольникова не остановил закон о том, что убивать нельзя, поэтому он преступил его, но постепенно муки совести заставили его сознаться в преступлении и раскаяться, повлияли на это и следователь Порфирий с Соней Мармеладовой, которые взывали Родиона к совести и справедливости. Из этого следует, что государство не всегда способно контролировать человека, поэтому для этого должны подключиться и другие факторы контроля, например, совесть или общественное мнение.
Другим примером может послужить Красноярская региональная общественная организация помощи животным «Хвостики», что ведут свою деятельность с 2009 года. Их ведь государство не принуждало создавать эту организацию, у самих людей возникло желание помогать. Здесь свою роль сыграло мнение определённой группы людей, которыми двигало чувство доброты, справедливости и совести. Данная организация занимается благотворительностью, стерилизуя бездомных животных, отдавая их в хорошие семьи. Законодательство почти никак не защищает бездомных животных, для них почти нет государственного финансирования, поэтому данные упущения законодательства компенсирует общественная инициатива добрых людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что моральные нормы, ответственность самого человека за свои поступки прекрасно дополняют правовые нормы, и поэтому очень важно, чтобы все эти виды социального контроля находились в гармонии друг с другом, чтобы в полной мере регулировать общественные отношения.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

Популярные материалы