"Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации" (В.А. Иванов)

Смысл данного высказывания заключается в том, что знания, а именно образование является главным критерием социальной дифференциации, а не собственность. Потому что за счёт знаний, а не состояния, можно получить высокий и более ускоренный рост по социальной лестнице.
И так, что же есть социальная дифференциация? Это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение. Существует схожее по значению понятие социальной стратификации. Социальная стратификация - это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв. Критерии социальной стратификации: доход, власть, престиж профессии, образование. Таким образом, и доход и образование может помочь в росте социальном и в росте карьерном. Но мы живём во времена, когда информация захватывает мир и становится главным критерием, соответственно и вытекает она из знаний. Также стоит помнить, что существует несколько исторических типов стратификационных систем. Долгое время в России было сословная система, при которой социальный статус передавался по наследству. Но в 1917 году произошла октябрьская революция, уничтожившая сословия. Но ещё и до 1917 года сословия теряли своё значение. На смену сословной системе приходит классовая.
Приведу в пример историю известного писателя И.А.Бунина. Семья Бунина принадлежала к знатному помещичьему роду, но к моменту рождения Ивана семейство обнищало. Поступив в Елецкую гимназию, он был вынужден ее оставить, так как не было денег на обучение. Обучался он дома под присмотром старшего брата. Через какое - то время его семья переезжает в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине», мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову. Он стал выпускать произведение за произведением, напечатал перевод поэмы Г. Лонгфелло, а далее будучи знаменитым, становится вовсе первым из писателей эмигрантов. Первый из русских получил Нобелевскую премию по литературе. Данный пример показывает, как с помощью знаний, таланта и опыта, самообразования можно добиться высоких успехов, поэтому получение знаний может влиять на социальное положение в обществе.
Можем сделать вывод, что именно получение образования и самообразование становится самым эффективным способом и критерием роста по социальной лестнице или же лифтом социальной мобильности.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы