"Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия" (Э. Эверетт)

В данном высказывании поднимается проблема роли образования в демократическом обществе в борьбе за свободу. Автор данного высказывания хочет сказать, что образование намного важнее и эффективнее, с точки зрения социального контроля и вопроса свободы, чем армия, применяющая силу и насилие, чаще всего противоречащую правовым нормам и законам, что в демократическом государстве и социуме - неприемлемо.

Из курса обществознания мне известно, что образование - получение людьми знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей человека через систему социальных институтов. Функциями образования является, во-первых, экономическая, т.е. формирование социально - профессиональной структуры общества, во-вторых, социальная, т.е. социализация личности, в-третьих, культурная, т.е. использование ранее накопленных знаний и культурных ценностей в целях воспитания индивида, развития его способностей. Целью же образования служит приобщение к достижениям человеческой цивилизации, сохранение ее культурного состояния. Одним из основных принципов является свобода и плюрализм образования, которые основываются на понимании необходимости воспитания в человеке ответственности и свободы, т.е. возможности и способности человека выбирать решения и действовать в соответствии со своими интересами и целями с учётом интересов и целей других людей. В то время как армия иногда использует для достижения поставленных целей антидемократические средства и методы - насильственные, которые не способствуют развитию у граждан знаний в области свободы, законности и ответственности. Поэтому, стоит сказать, что, действительно, образование - тот инструмент, который наиболее грамотно и эффективнее решает вопросы не только накопления знаний и усвоения ценностей, но и вопросы, связанные со свободой, гуманностью, ответственностью человека в демократическом обществе. Теперь можно перейти к примерам.

Для подтверждения своих размышлений приведу пример из истории, а именно С.Ю. Витте - председателя Совета министров Российской Империи, который был отправлен императором Николаем II для заключения Портсмутского мира с Японией в 1905 году. В ходе русско-японской войны Россия несла тяжелые поражения и потери, были проиграны основные сражения, военная инициатива была в руках Японии. Но из-за того, что и Япония, и Россия несли огромные экономические убытки, необходимо перейти к переговорам по заключению мира было обоюдным согласием. Япония, подталкиваемая США, претендовала на огромные территории России и выплату от нее достаточно серьёзной контрибуции, но умелые и грамотные дипломатические действия Витте сгладили последствия для России, где российская делегация смогла прийти к консенсусу с японской, из-за чего Россия уступила Японии лишь юг Сахалина, Корея признавалась сферой влияния японцев и др. уже менее значительные условия, т.е. дипломатические навыки Витте и делегации способствовали тому, что Россия проиграла войну, но одержала дипломатические победу. Этим я хочу сказать, что не всегда развернутая армия приводит к достижению целей и желаний. Навыки и знания, грамотные действия и способности, умения найти общий язык и договориться - это то, чем должен обладать не только образованный человек, который ищет свободы, но и государство, которое желает социальной стабильности и спокойствия, поэтому нужно уметь выходить из ситуации без применения силы и насилия, потому что это не всегда эффективно и это всегда приводит к человечески жертвам.

В качестве следующего примера можно взять пример из СМИ. Северная Корея - это тоталитарное государство, которое, соответственно, ведёт тотальный контроль над всеми сферами жизни северокорейского общества. Цензура и контроль над СМИ, единая насильственно-насаждающаяся идеология, господство одной партии, права и свободы людей не только максимально ограничиваются, но и полностью отменяются, государство антигуманно использует армию для достижения своих целей. Северная Корея не взаимодействует с большинством стран мира из-за своего деструктивного, для многих, мировоззрения. Этим я хочу сказать, что государство, ограничивающее свободомыслие, свободное образование и выбор людей, их права и свободы и использующее только методы насилия, не будет полноценно развиваться и совершенствоваться, а может, и вовсе будет только ухудшаться и разрушаться. Поэтому если государство желает улучшаться, то ему стоит смотреть на необходимость обеспечения полноценного образования и развития демократических основ, нежели прибегать к использованию насилия.

Таким образом, действительно, образование является наиболее эффективным методом для достижения тех или иных целей, которые направлены для развития как свободы личности и общества, так и основ государства, мира, человечества.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы