"Внеобщественный человек не может иметь морали" (Вольтер) 3 версия

В данном высказывании речь идёт о том, что без общества человек не будет владеть элементарными нормами морали и нравственности, правилами поведения и этикета. Только в окружении социума человек социализируется, узнает, как действовать в той или иной ситуации с точки зрения морали, понимать, что хорошо, а что плохо, оценивать свои поступки с позиции и добра и зла и делать из них нужные выводы. Ведь моральные нормы - один из видов социальных норм, её невозможно иметь и применять вне общества.

Из курса обществознания мне известно, что социализация - процесс усвоения человеком определённой суммы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация продолжается в течение всей жизни, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей, новые социальные статусы. Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов (конкретных людей) и институтов (социальных учреждений) социализации, которые обучают культурным нормам и образцам, ведут контроль за их усвоением. Мораль - это совокупность социальных норм, одобренных обществом, определяющих отношения людей в социуме, а нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. В основе морали лежит общественное мнение, а исполнение моральных норм контролируется совестью самого человека и обществом, поэтому нарушение норм влечёт за собой только общественное порицание и осуждение.

В качестве примера можно привести книгу Р. Киплинга - ,,Книга джунглей", а именно главного героя - Маугли. Маугли - человек, который с детства живёт в джунглях и воспитывается животными. Он живёт вне общества, не знает правил поведения, не действует с позиции морали и нравственности. Маугли не воспитан и не понимает, как вести себя в той или иной ситуации, но попадая в общество, он обретает некоторые нормы морали, соблюдает правила поведения, а со временем находит свою любовь, женится и ведёт абсолютно нормальный, человеческий образ жизни. Таким образом, этот пример иллюстрирует, что человек усваивает нормы морали, воспитанности и поведения, проходит процесс нравственного развития только в обществе и негде более.

Также можно привести пример из истории. Иван VI провёл почти всю жизнь в одиночном заключении, был полностью изолирован от родителей. С 1744 года он находился в Холмогорах в том же доме, что и родители, о чём никто из них не догадывался. Комната-камера маленького наследника была устроена так, что никто, кроме Г. Миллера и его некоторых слуг, пройти к нему не мог. Содержали Ивана в тюрьме строго. А в 1756 году его перевезли в Шлиссельбургскую крепость, где он находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. Немного позже у него стали проявляться признаки неадекватного поведения и психические расстройства. Из этого примера следует, что человек без общества не будет развиваться, а будет лишь стоять на одном месте, развивая в себе лишь болезни и психические отклонения, поэтому социум необходим для человека, который хочет постоянно совершенствоваться и улучшаться.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мораль и основные общественно значимые принципы не могут формироваться в человеке, который находится вне общества, наоборот, они закладываются только в том случае, когда человек взаимодействует, имеет связь и коммуникации с социумом.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы