"Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком" (Р. Хейлбронер)

Одним из отличительных признаков рынка является свобода – производители самостоятельно решают как, сколько и что производить. Одновременно с этим рынок выполняет санирующую функцию, очищая экономику от неэффективных структур. Также не стоит забывать, что деятельность участников рынка регулируется определенными правилами и законами. Именно об этом и говорит американский социолог Роберт Хейлбронер, называя рынок вершиной свободы и строгим надсмотрщиком.

Рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни общества, основанный на частной собственности, частной хозяйственной инициативе и конкуренции. В условиях рынка все участники экономических отношений вправе делать то, что им нравится. Производитель выпускает те товары и оказывает те услуги, которые хочет он и в объеме, который ему кажется правильным. Правда, в условиях многообразия товаров и услуг, избирательный покупатель выбирает самый качественный и дешевый продукт, способный удовлетворить его потребность. Так работает закон спроса: при прочих равных условиях, потребитель выбирает товар, который дешевле. Так спрос рождает предложение. Ведь деятельность производителя направлена на получение максимальной прибыли, поэтому он будет стремиться продать товар, который точно купят – необходимый потребителю товар. Если он будет производить и продавать товар, который не соответствует спросу, он не получит максимальной выгоды, а значит не удовлетворит свою потребность в прибыли, не выполнит цель своей трудовой деятельности. Рыночная экономика характеризуется неравенством доходов, периодическими экономическими кризисами, безработицей и прочими несовершенствами. Чтобы этих несовершенств избежать, участники рынка должны пользоваться своей экономической свободой грамотно и рационально, иначе "надсмотрщик" в лице рынка выведет их из конкурентной борьбы. Так работает рыночная экономика: менее успешные производители, производящие некачественные, дорогие товары выбывают из рынка. Поэтому рынок сочетает в себе две несовместимые на первый взгляд характеристики – полную свободу и серьезный контроль.

В 2015 году в газете "Ведомости" появилась информация об уходе японской компании "Тошиба" с российского рынка. Фирма не справилась с высокой конкуренцией на рынке техники. Руководитель компании сообщил, что 70% отечественного рынка занимает техника конкурентов, а на их товары приходится всего 10%. Мы наглядно можем наблюдать, как работает санирующая функция рынка: менее конкурентоспособные компании выбывают. Хоть компания "Тошиба" и была свободна в своей деятельности, законы рынка не оставили ей другого выхода, кроме как завершения продаж на территории РФ.

Однажды я стал свидетелем настоящего скандала, который произошел из-за рекламной кампании бренда одежды H&M. Один из самых популярных в мире брендов одежды H&M опубликовал в своем каталоге снимок, на котором был запечатлен чернокожий ребенок в толстовке с надписью "лучшая обезьянка в джунглях". Казалось бы, как проводить рекламную политику, каких моделей задействовать, какую одежду производить – это личная свобода компании, тем не менее в нашем толерантном обществе, где проблемы расизма особенно остры, подобную фотографию сочли вопиющей. Многие знаменитости, сотрудничавшие с брендом, разорвали контракты, покупатели бойкотировали продукцию бренда, поэтому бренд принес многократные извинения общественности. Которые, впрочем, не сильно помогли. На данном примере мы видим, что производители и вправду свободны в своей деятельности, но они обременены обязанностью за нее отвечать. Рухнувшие продажи бренда из-за неудачной рекламы – наглядный тому пример. Общество диктует нормы, деятельность компаний должна им подчиняться, иначе санкции последуют незамедлительно.

Таким образом, можно сделать вывод, что Роберт Хейлбронер верно называл рынок вершиной свободы и строгим надсмотрщиком. Пусть производители сами распоряжаются своими ресурсами в процессе производства, игнорировать законы и правила рынка, при этом оставаясь на плаву, получая хорошую прибыль, невозможно.

Источник: ЕГЭ. Обществознание

Популярные материалы