"Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием" (В.Г. Белинский)

Основной идеей затронутой автором темы является то, что гуманность как духовная и социальная ценность не появляется от рождения, а развивается в период становления личности, в период формирования сознания, получения образования и других важных жизненных этапов человека. Белинский, известный литературный критик, жил в 19 веке, но его высказывание имеет актуальность и в наши дни. Если каждый человек будет уважать и любить других, то мир станет намного счастливее и благополучнее.

Из курса обществознания мне известно, что гуманность – это как раз и есть человеколюбие, уважение других людей независимо от социального положения, расы, цвета кожи и т.д. Формирование такой важной социальной ценности способствует решению социальных конфликтов, установлению правопорядка, политической стабильности. Формирование гуманности невозможно без образования – целостного процесса воспитания и обучения, когда формируются ценностные установки, а не только знания, умения, навыки. Ведь если человек будет иметь знания, но плохое воспитание, он может эти знания применить во зло. И наоборот, хорошо воспитанный человек полученные знания сможет реализовать и использовать для развития себя и общества в целом. Гуманность не навязывается извне насильно, она должна в человеке формироваться сознательно. То есть человек и общество должны понимать, что без гуманности общество ждёт кризис и хаос.

В качестве доказательства вышесказанного приведем пример из истории. Одним из первых правителей в России, кто разделял принципы гуманности, была Екатерина вторая. Её период правления называется "просвещенный абсолютизм". При помощи развития науки, законотворческой деятельности, образования Екатерина способствовала формированию человеколюбия. При ней были созданы народные училища, в которых учились люди, ранее не имевшие возможностей получать образование. Также Екатерина вторая уделяла внимание науке, направленной на развитие экономики. Например, через деятельность Вольного экономического общества, которое занималась сбором информации о наиболее передовых способах ведения сельского хозяйства. Хоть при Екатерине второй и случилось восстание Пугачева, а также ссылка Радищева за критику крепостничества, нельзя не согласиться с тем, что период правления Екатерины второй очень важен с точки зрения формирования в общественном сознании ценностей гуманности, человеколюбия через законотворческую деятельность, развитие науки и образования.

В качестве обратного примера из СМИ приведем деятельность террористической организации ИГИЛ (запрещена в России). Костяк организации составили иракские офицеры, недовольные политикой США и НАТО, которые бомбили их родную страну, Ирак в 2000-х воспользовавшись поводом, что якобы Ирак разрабатывает оружие массового поражения. Колин Пауэлл, государственный секретарь США показывал фейковую пробирку, которая якобы доказывала наличие в Ираке такого оружия. Как оказалось позже, всё это было ложь. Руководитель Ирака был казнен, Ирак переживал ужасный кризис. Недовольные несправедливой политикой США иракские военные, а также международные террористы основали ИГИЛ, террористическую организацию, которая прославилась жестокими казнями с отрезанием голов европейцев на видео. Как мы видим, обе стороны конфликта вели себя неподобающим образом, несоответствующим принципам гуманности и человеколюбия. Как итог, этот конфликт в странах Ближнего востока продолжается до сих пор. Вместо ИГИЛ появляются десятки новых террористических организаций. Очевидно, что решение этого ближневосточного конфликта, устранение проблемы терроризма невозможно без взаимных уступок и уважения. До тех пор, пока каждая из сторон не признает права другой, конфликт не будет исчерпан, количество беженцев будет расти, а террористы будут такими же жестокими.

Таким образом, осознанная гуманность человека к человеку, гуманность одного народа к другому будут способность развитию и процветанию. Но если одна сторона будет пренебрегать интересами другой, то это приведет к насилию, как в показанном примере про Ближний Восток. Важно извлечь из этого урок и не допускать таких ошибок в будущем. Террористическая деятельность, а также бомбардировки целых городов с мирным населением не допустимы и не способствует социальному прогрессу.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы