"Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро" (В.А. Сухомлинский)

Основная идея затронутой автором темы заключена в том, что семья – это тот общественный институт, который отвечает за воспитание подрастающего поколения и должен привить ему социальные нормы, ценности, нормы морали и т.д. Это связано, в первую очередь, с такой функцией семьи, как первичная социализация индивида.

Из курса обществознания мне известно, что семья – это малая социальная группа, связанная узами родства или супружества, а также общим бытом. Существует множество функций семьи, а именно репродуктивная, рекреационная, психологическая, воспитательная, сексуальная, хозяйственно-экономическая, экономическая и др. Рассмотрим воспитательную функцию, эта функция семьи связана с тем, чтобы привить индивиду, то есть человеку, как представителю биологического вида, актуальные в обществе нормы, ценности, нормы морали и т.д. Семья, в данном случае, является агентом первичной социализации, то есть институтом, ответственным за социализацию индивида. Сама социализация – это процесс усвоения индивидом социально значимых качеств, социальных норм и ценностей, в ходе которого индивид становится личностью. Так как же научить маленького человека добро? Это можно делать различными способами. Одними нравоучениями и нотациями нельзя в полной мере привить человеку эти ценности, нужно показывать всё это в деле, поэтому, в первую очередь, необходимо, чтобы самим родителям не была чужда такая ценность как добро, тем самым они смогут своим примером показывать ребёнку, как нужно вести себя в определённой ситуации, как действовать и мыслить в повседневной жизни, исходя из понятий добра и зла. Также не последнюю роль играет и тип семьи, в плане взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Явно, что в партнёрской семье, где интересы и права всех членов семьи учитываются и соблюдаются, включая маленьких их представителей, атмосфера будет добрее, где можно будет показать здоровые отношения между людьми, нежели в патриархальной, где женщина зависима от мужчины и где мужчина принимает самостоятельно все решения.

В качестве аргументации из личного социального опыта, приведу в пример семью Болконских из романа Льва Толстого "Война и мир", а рассмотрим именно дочь Николая Болконского – Мари. Этот тип семьи можно назвать патриархальным, так как воспитывалась Мари отцом, Николаем Болконским, девушка была зависима от отца во многих аспектах, её личные интересы меркли перед строгой дисциплиной Николая Болконского. Он её заставлял делать то, что она сама не хотела, например, заниматься математикой. Также не последнюю роль играло то, что княжна жила почти наедине с отцом, она мало кого знала и видела. В итоге княжне и было дано воспитание со стороны отца, но отношения между князем и Мари были холодными. В один момент, когда произошла эвакуация из поместья Болконских во время вторжения французов, девушка посчитала отца тяжёлой ношей на своих плечах и захотела его смерти, хоть и пожалела об этом в будущем, когда он умер. Таким образом, здоровыми назвать такие отношения в семье нельзя, а значит родитель, Николай Болконский, не в полной мере выполнил свою роль воспитателя, хоть она выросла образованной и доброй, Мари не была адаптирована к общению с людьми извне, так как интересы девушки не учитывались по мере взросления, общение с родителем было всегда холодным, а в её воспитании не хватало родительской любви.

В качестве аргументации из СМИ, приведу в пример Криштиану Роналду и его сына. Отношения между ними явно можно назвать более здоровыми, нежели как у Николая Болконского и Мари Болконской. Для своего сына, которого также зовут Криштиану, Роналду старший является лучшим другом. В его воспитании отец учитывает все интересы, таланты сына, направляет их в нужном русле, чтобы он смог их развить, например, Роналду старший явно неравнодушен к увлечению сына футболом, профессии отца, отец помогает сыну стать лучше самого себя, а также прививает ему увлечение спортом. Старший Роналду старается не подавать плохой пример сыну. Поэтому в будущем его сын вряд ли будет иметь негативные качества, присущие звездам, потому что ему отец прививает ему моральные ценности и показывает пример, куда нужно стремиться и как добиваться поставленной цели. Таким образом, пример семьи Роналду можно взять, как за хороший образец взаимоотношений ребёнка и родителей, где родитель, помимо наставника, является также хорошим другом.

Таким образом, семья действительно является той средой, где ребёнок учится добру, изучает взаимоотношения людей на примере родителей, где он социализируется. Родители должны вкладывать недюжинные усилия, чтобы взрастить лучшую копию самих себя, чтобы они испытывали гордость за достижения своих детей в будущем, когда они вырастут.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы