"Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это — первый закон всякого прогресса..." (Й. Этвеш)

Данным высказыванием Й. Этвеш хотел сказать, что подлинный общественный прогресс представляет собой не череду хаотичных изменений, а ряд взвешенных и поступательных преобразований, сочетающих в себе как движение к намеченной цели, так и умение оглядываться назад, анализируя результаты. Для того чтобы подтвердить справедливость высказывания автора о том, что только лишь при организованном и контролируемом прогрессе возможно движение вперед, обратимся к теории.
Прогресс – это направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Противоположным прогрессу явлением является регресс – направление развития от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. Любому прогрессу свойственна противоречивость, выражающаяся в благоприятных последствиях для одной сферы, но неблагоприятных для другой. Также существует такое понятие, как относительность прогресса, которая выражается в неприменимости понятия прогресса к некоторым областям (например, к искусству). У любого прогресса есть критерии: улучшение качества и уровня жизни людей, рост средней продолжительности жизни, рост производительности труда и др. Понятие прогресса также тесно связано с такими понятиями, как эволюция и революция. Эволюция – это форма развития общества, характеризующаяся относительно медленными изменениями. При революции же наблюдается коренная ломка общественных отношений, резкие изменения во всех сферах общественной жизни. В отличие от революции, реформа представляет собой изменения лишь определенных сторон общественной жизни и проводится по инициативе властей. Прогресс как направление развития общества, конечно, связан с формами развития общества, но в любой ситуации главной остается необходимость борьбы с отрицательными последствиями прогресса, что возможно лишь в случае постепенных и взвешенных изменений. Так, именно прогресс в некоторых сферах, недостаточно контролируемых людьми, привел к возникновению некоторых глобальных проблем, например, экологической. Мы видим, что точка зрения Й. Этвеша о необходимости контроля прогресса подтверждает себя на теоретическом уровне, и теперь я предлагаю обратиться к практической аргументации.
На уроках литературы мы обсуждали произведение Е. Замятина «Мы», рассказывающее об обществе, достигшем небывалого технического прогресса (например, в нем происходит строительство космического корабля). Но из-за резких и ничем не контролируемых изменений прогресс этот обернулся регрессом в области духовной. Счастье стало всеобщим и равным, искусство заменили Музыкальным Заводом, за стихи в адрес Благодетеля (правителя) казнят. Таким образом, мы видим, что одновременно с техническим прогрессом происходит деградация духовной сферы. Данный пример подтверждает справедливость высказывания И. Этвеша о необходимости серьёзного и тщательного контроля общественного прогресса.
Другим примером является ситуация в современной Японии, о которой я прочитала в журнале «Человек и природа». Несмотря на высокий уровень развития, Япония не дает прогрессу выйти из-под контроля, что становится возможным благодаря тому, что власть страны волнуют не одни лишь технические достижения, но и состояние окружающей среды. В Японии функционирует уникальная система по сбору и переработке мусора, которая позволяет сглаживать неблагоприятное влияние прогресса на окружающую среду и поддерживать её в хорошем состоянии. Таким образом, Япония является не только страной выдающихся технических достижений, но и чистой природы и здоровья людей. Всё это стало возможно лишь благодаря контролю за протеканием прогресса, что подтверждает справедливость высказывания Й. Этвеша о возможном движении вперед лишь при целесообразных и организованных изменениях.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется ещё отметить то, что общественный прогресс будет являться настоящим прогрессом и приносить положительные результаты лишь в том случае, если каждое новое изменение будет анализироваться и контролироваться людьми и никогда не сменится хаотичным движением в пустоту.

Популярные материалы