"Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытных тайниках его души" (М. Волошин).

Смысл высказывания в том, что благодаря используемым автором художественным образам и специфическим способам отражения действительности произведение искусства может воздействовать на каждого человека, вызывать эмоциональный отклик и результат восприятия будет у каждого человека индивидуальным, субъективным.

Обратимся к теории. Искусство является формой духовной культуры, которая представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах и эстетическое отношение к ней. Существует множество видов искусства: литература, живопись, кинематограф и др. Но объединяют их одни и те же особенности. Так, одной из особенностей искусства выступает образность и наглядность, то есть зритель познает мир через художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности. Также для искусства характерно наличие ярко выраженного субъективного характера, так как огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя. Таким образом, одно и то же художественное произведение может пониматься каждым человеком по-разному.

Стоит отметить, что выделяют произведения народной, массовой и элитарной культуры. Создатели произведений элитарной культуры стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, их произведения сложны по форме и содержанию, рассчитаны на глубокое осмысление. Позиция автора об индивидуальности воздействия искусства  наиболее близка к характеристике произведений элитарной культуры. Произведения массовой культуры, наоборот, рассчитаны на широкую аудиторию, поэтому они просты по содержанию и доступны в восприятии. И даже, несмотря на это, результат восприятия и осмысления художественного произведения будет по-своему уникальным. Духовный мир людей сложен и многогранен.

Приведу пример из СМИ. Не так давно была новость о том, как один из посетителей Третьяковской галереи испортил полотно И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». В картине автор выразил собственное видение исторической действительности, показал легендарный эпизод из жизни царя, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну. Такая характеристика Ивана Грозного вызвала несогласие зрителя. Свой вандальский поступок он объяснил тем, что картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной. Данный пример демонстрирует субъективное авторское воспроизведение действительности и индивидуальность восприятия зрителя.
Произведение искусства, отражая окружающий мир, обращается к чувствам, эмоциям человека. Благодаря этому искусство способно оказать сильное влияние на личность человека. Искусство выполняет воспитательную, познавательную, эстетическую, психологическую и другие функции.
Приведу пример из истории. Известный писатель, Габриэль Гарсиа Маркес, в юности учился на юридическом факультете. Прочитав книгу Франца Кафки «Превращение» он понял, что обязательно должен стать писателем. Произведение его настолько потрясло, что он всю ночь не спал, опасаясь, что волшебство рассеется, а утром сразу бросился писать. Прервав учёбу раньше срока, он решил посвятить себя журналистике и литературе. Как видно из примера, глубоко пережитое произведение искусства может коренным образом изменить человека, его систему ценностей и взгляды на мир, характер деятельности.

Таким образом, автор был прав, искусство способно влиять на жизнь каждого человека.

Популярные материалы