"Там, где кончаются сомнения, кончается наука" (П. Капица)

Автор данного высказывания хочет сказать, что науку нельзя рассматривать с какой-то одной научной позиции, так как научное познание требует объективности и рассмотрения с разных ракурсов и диапазонов. Противоречия и спорности, разногласия и сомнения - только эти критерии способствуют развитию науки, стимулируют ее рост и усовершенствование, без них любая научная дисциплина стояла бы на месте, без сдвигов и улучшений. Любая научная гипотеза должна быть обоснована, доказана, если она превращается в научный факт, закономерность, закон, формулу.

Из курса обществознания мне известно, что научное познание - вид познания, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными признаками научного познания является доказательность и рациональность, логичность и системность, проверяемость, объективность и т.д. К формам научного познания можно отнести научный факт и эмпирический закон, научную проблему и теорию, гипотезу (предположение, предполагающее доказательство). У научного познания есть свои уровни, во-первых, эмпирический, т.е. описательный, объект можно изучить со стороны с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент, описание и др., во-вторых, теоретический, т.е. объяснительный, полученное знание об объекте фиксируется в виде законов, научных теорий и принципов с помощью таких методов, выдвижение гипотезы, формулирование научной проблемы, обобщение отдельных эмпирических фактов, формулирование законов, выведение формул. др. Эмпирический и теоретический уровень взаимно дополняют друг друга. Любая гипотеза, предположение должны быть доказаны. Все сомнения трактуются не в пользу полученного знания. Важно чтобы оно было истинным. Это основа науки. Никакая научная позиция не должна навязываться силой. Иначе наука утратит истинность и объективность. Теперь можно обратиться к примерам.

Можно привести пример из истории, а именно талантливого математика и биолога, жившего в 19 веке, - Менделя. Иоганн Мендель начал заниматься скрещиванием сортов гороха, имеющих различные признаки, что позволило ему проследить основные механизмы генетического наследования, о которых он рассказал в своей статье, однако его выводы были проигнорированы научным обществом. Ученый закончил свою жизнь в монастыре и, к сожалению, ему не удалось узнать, насколько серьезный вклад он внес в развитие науки. Спустя несколько лет после его смерти, его законы легли в основу генетической науки, а сам он считается ее основоположником. Этим я хочу сказать, что несмотря на возникшие сомнения, человек смог доказать, обосновать, а самое главное - опрактиковать свои размышления, которые оказались верны и которые даже сейчас помогают развиваться медицине, биологии и иным научным дисциплинам.

Также можно привести пример из личного социального опыта. На досуге я изучил гипотезу Пуанкаре и ее доказательство от Г. Перельмана. Данная гипотеза, выдвинутая в 1904 году, была доказана только почти через 100 лет Перельманом, который смог обосновать свои размышления, предоставить должное количество логичных доводов и выводов, которые были одобрены мировым научным сообществом и решили задачу столетия. Этим я хочу сказать, что человек смог объяснить, предоставить нужное количество аргументов и доказать то, над чем работали не один десяток лет. А данное научное открытие способствовало превращению гипотезы в полноценное научное знание.

Таким образом, без сомнений и спорных моментов наука и научное познание не способны должным образом качественно совершенствоваться и делать больше нужных открытий для развития человека и мира.

Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию

Популярные материалы